Общественная активность – это сложное морально волевое качество личности человека, проявляющееся в его деятельном отношении к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель либо разрушитель норм и идеалов данного общества.
Общие сведения
Существует большое количество точек зрения на общественную активность и комплексное развитие личности. Если рассматривать общественную активность с педагогической точки зрения, то она становится непрерывным процессом накопления и проявления потенциала личности, который обеспечивает расширение и углубление ее связи со всем многообразием внешнего мира, социума, людьми, под влиянием многочисленных факторов.
При этом личность является активным и деятельным существом, процесс ее становления детерминируется собственными уникальными потребностями, а также внешними особенностями условий жизнедеятельности. Кроме того, на развитие личности могут повлиять педагогическое и психологическое воздействия.
М.В. Колесникова определяет общественную активность как сложное состояние и свойство личности, которое направлено на осуществление осознанной, интенсивной, психической и практической деятельности по преобразованию самого себя и социального пространства с целью реализации задач общественного развития.
Формирование общественной активности в педагогическом аспекте представляет собой создание специфической системы организационно – педагогических условий процесса обучения и воспитания.
Также важно отметить наличие четких критериев, определяющих степень сформированности общественной активности. Среди них:
- информационно-мотивационный критерий или стремление личности к получению полноценного объема знаний и к активной деятельности;
- деятельностно-репродуктивный критерий, который описывает активность личности при выполнении таких заданий, для которых нужна самостоятельность и выдвижение собственных уникальных идей;
- творчески-рефлексивный критерий, по которому можно судить о творческом подходе людей при проявлении всех форм общественной активности.
Уровни общественной активности
Существует несколько уровней общественной активности личности:
- исходный уровень или готовность к восприятию общественных инноваций;
- низкий уровень или готовность к определенным общественно активным действиям;
- средний уровень или выполнение перечня заданных действий на основании мотивации к общественной деятельности;
- высокий уровень или проявление уникальной самостоятельной активности в обществе;
- высший уровень или реализация собственных уникальных идей и проявление творчества в условиях общественной активности.
Навыки общественно активной деятельности личность может приобрести в результате уникального индивидуального опыта при нахождении в различных социальных институтах (школе, университете и пр.)
В настоящее время в нашей стране государство уделяет большое внимание формированию и развитию стремления людей к такой общественной активности, которая может проявиться в бескорыстной помощи окружающим и участии в мероприятиях, которые имеют высокую степень социальной значимости.
С этой целью создаются разнообразные проекты, которые акцентируют внимание на молодежи как потенциально максимально активной общественной группе людей.
Молодежь – это социально-демографическая группа, включающая людей в возрасте 15-30 лет и характеризующаяся рядом социальных и психологических свойств, связанных с процессом социализации, активным освоением новых социально-профессиональных, семейно-бытовых и культурных ролей.
Сегодня довольно много пессимистично настроенных растерянных и неопределенных людей, которые слабо верят в будущее и не обладают мотивацией. Если такая ситуация будет сохраняться, то это может негативно сказаться на развитии общества в целом.
Рост числа подобных людей может привести к глобальной общественной деградации. Каждый молодой человек должен стремиться проявить себя, чтобы занять собственное уникальное место в обществе и эффективно удовлетворять свои потребности, принося при этом некоторую степень пользы.
Социальная активность является одной из наиболее распространенных форм активности личности, и именно она позволяет вносить в социум определенные инновации, которые позитивно сказываются на общей степени комфорта жизни.
Предпосылкой для становления социальной активности должен являться уровень осознанности личности.
Осознанность – это непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или будущего.
Формы общественной активности и проблемы ее развития
К числу форм социальной активности относят:
- политическую активность;
- культурную активность;
- гражданскую активность;
- деловую активность.
Основным критерием социальной активности личности сегодня считают интенсивную деятельность, по которой оцениваются личные качества человека, значимость его действий для общества, возможность организации общественно полезных дел на практике.
Социальная активность имеет интегральный характер и характеризует состояние субъекта в процессе социальных контактов. Сегодня существует много проблем при формировании социальной активности, но она всегда привлекательна, так как может помочь объединить единомышленников и на добровольной основе дать им возможность эффективно действовать.
Современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах, поэтому особенно важно развивать социальную активность молодых людей, не забывая при этом и о других слоях населения.