Научное исследование – это процесс целенаправленного познания, который формирует результаты в виде системы понятий, теорий и законов. Познание может касаться любой области жизнедеятельности.
Общие сведения о социологических исследованиях в области маркетинга
В современной социологии существует довольно быстро развивающееся направление, которое именуется маркетинговыми исследованиями. Они, в свою очередь, базируются на исследовании сбыта, рынка, окружающей среды.
Для того, чтобы понять истинную функцию социологических исследований в области маркетинга, необходимо определить его социальную сущность.
На сегодняшний день все еще продолжается научная дискуссия о сущности маркетинга как системы особых социальных практик, весьма популярных и особо востребованных не только коммерческими организациями, но и политиками, социальными и государственными службами, обычными потребителями, а также о роли маркетинга в современном обществе.
Восприятие маркетинга как набора разрозненных инструментов продажи, используемых для подгонки спроса под диктат предложения, выступает, чаще всего сдерживающим фактором на пути его эффективного применения. Такое положение вещей подтверждает необходимость изучения маркетинга с социологической точки зрения и порождает множество методологических и функциональных проблем в этой области.
Маркетинг – это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации.
Проводить социологические исследования в буквальном смысле означает прислушиваться к мнению потребителя. Сегодня фактически любые организации постоянно ищут информацию о потребностях людей, чтобы с научной точки зрения обосновать ту или иную маркетинговую стратегию.
Социологические научные исследования рынка
Социологические научные исследования рынка производятся для того, чтобы обеспечить организации необходимым перечнем информации для формулировки стратегии маркетинга. Прежде чем расширить собственный ассортимент им необходимо знать, что представляют собой клиенты, в чем они нуждаются. Если человек обеспечивает себя надежной информацией, то он совершает меньшее количество ошибок и уменьшает степень риска для себя.
В полном конкуренции мире бизнеса нельзя без научного подхода, поскольку именно он позволяет собирать и анализировать информацию таким образом, чтобы объективно, безупречно и методологически обосновано разрабатывать маркетинговую стратегию.
Начальным пунктом любого социологического исследования в маркетинге является постановка проблемы. Проблема представляет собой противоречие между знанием о потребностях людей и незнанием путей их реализации. Предметная сторона проблемы социологического исследования представляет собой дезорганизацию, противоречие или конфликт социальных групп, общностей, а также институтов.
Социологическое исследование часто применяется в случаях, когда речь идет об исследовании внутренней среды организации и ее внешнего окружения. Специфика социологического исследования в области маркетинга определяется задачами, которые сводятся к мониторингу рынка и вместе с тем ориентациями исследователя.
Необходимо также отметить тот факт, что проведение социологического исследования с научным подходом в области маркетинга стоит достаточно дорого, но при этом результат имеет большое влияние на развитие социологии маркетинга.
Социология маркетинга – это одна из самых «молодых» отраслей социологической науки. Следует отметить, что сам вопрос о необходимости выделения ее в качестве отдельной дисциплины на сегодняшний день остается дискуссионным.
Ценность социологических исследований в области маркетинга
Ценность социологических исследований в области маркетинга заключается в следующих аспектах:
- социологические исследования определяют процесс управления социальным пространством;
- социологические исследования позволяют наглядно отследить общественное мнение.
Первоначально социологические исследования в области маркетинга проводились только для изучения рынка товаров широкого потребления. Затем сфера применения социологических исследований значительно расширилась. Сегодня подобные исследования проводятся фактически в любой сфере бизнеса.
Часто заказчиком подобных исследований становится обслуживающий сектор. В него входят:
- банки,
- страховые компании,
- агенты по продаже недвижимости;
- юристы,
- фирмы, организующие досуг.
Банки применяют маркетинговые социологические исследования, чтобы оценить эффективность кампаний по укреплению собственного имиджа. Университеты ищут собственную нишу или такую область знаний, которая отличала бы их от конкурентов.Колледжи могут стремиться выяснить, какой образ они имеют в глазах консультантов школьников по профессиональной ориентации.
Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
В настоящее время социологические исследования в области маркетинга необходимы даже театрам. В данном секторе складывается такая ситуация, когда предложение спектаклей и постановок превышает спрос на них со стороны многих зрителей, при этом престиж современного искусства и интерес к нему также резко снижается.
В конечном счете любая организация продает собственный товар, неважно какую специфику он имеет, что подтверждает необходимость применения ею научных социологических исследований в области маркетинга.