Научно-педагогическая интеллигенция
Очевидным является тот факт, что в современной России существует особая социальная группа, которая имеет собственные профессиональные характеристики и идентифицируется с научным сообществом. Эта группа носит название научно-педагогической интеллигенции.
Тема интеллигенции в России поднималась неоднократно. Если в философской научной идее интеллигенция чаще всего ассоциировалась с духовностью и просвещенностью, то как социально-профессиональная группа научно-педагогическая интеллигенция – это категория, которая имеет свои особые черты, свою роль в развитии общества.
Интеллигенция – это интеллектуальная и духовная элита, которая включает в себя людей, которым свойственны:
- высокие нравственные ценности;
- особые идеалы, в частности служение обществу;
- трансляция норм и ценностей, которые являются значимыми не только для современников, но и для потомков.
В научный оборот понятие интеллигенции было введено в 60-е годы 19 века, и впервые это произошло именно в России. В англоязычных источниках данное понятие появилось позднее – примерно в 20-е годы 20 века. В российской научной мысли сложилось два различных подхода к определению интеллигенции. С одной точки зрения, под интеллигенцией понимают социальную группу, состоящую из людей, профессионально занимающихся умственным трудом, развитием и распространением культуры, обычно имеющих высшее образование. Но есть и иной подход, наиболее популярный в русской социальной философии, согласно которому к интеллигенции причисляют тех, кого можно считать нравственным эталоном общества, вне зависимости от их социальной принадлежности.
Сегодня интеллигенция является одним из самых популярных и вместе с тем неопределенных, расплывчатых терминов. В науке этот термин до сих пор не имеет обоснованного определения, и то же самое можно сказать и об общественной российской практике. Неслучайно многие исследователи сходятся во мнении о том, что интеллигенция – это очень загадочный объект исследований, загадочный объект и в российской истории. Ореол противоречий в сущности интеллигенции поддерживается и тем фактом, кто сегодня интеллигенция может быть интерпретирована с нескольких точек зрения. Во-первых, интеллигенция ранее не ассоциировалась с научными и педагогическими достижениями. К интеллигенции относились те люди, которые имели высокий достаток и доступ к благам.
Позднее интеллигенцией стали считать людей, которые имеют высокий уровень образования и способны внести свой вклад в развитие общества.
В период, когда люди остро нуждались в нововведениях и открытиях, именно благодаря научно-педагогической интеллигенции появилась масса возможностей для того, чтобы решать главные проблемы и противоречия, умело предупреждать риски и опасения. Сегодня научно-педагогическая интеллигенция образовалась в отдельную категорию граждан, которые умело решают главные вопросы, отвечают на них и предлагают обществу совершенно новые инструменты и возможности для улучшения своей жизни. Это люди, которые относятся к определенной социальной прослойке со своими правами, обязанностями и привилегиями. Несмотря на то, что в обществе сложилось мнение о том, что ученые не являются авторитетным звеном в обществе, на самом деле это не так. Сегодня ученые – это очень ценная категория граждан. Они и сами осознают свою значимость, поэтому иногда пользуются этим.
Черты научно-педагогической интеллигенции как социальной группы
Поскольку научно-педагогическая интеллигенция вызывает интерес у социологии, то постепенно образовалось новое направление – научная социология. Ее объектом является наука, научные достижения и научные сообщества, объединенные одной идеей.
Социологическая мысль разделилась на несколько ведущих направлений. Они не конкурируют друг с другом, а скорее дополняют друг друга и создают благоприятные условия для развития общества в целом. Направления представлены следующими характеристиками:
- господствующие категории и слои общества стремятся к тому, чтобы находить новые методы управления. Это особенно актуально, если появляются и новые условия существования общества;
- общество нуждается в постоянных преобразованиях. Также оно нуждается в такой системе, которая будет свободна от несправедливости, недостатков;
- общество, несмотря на ориентацию в будущее, хочет сохранить старые и проверенные временем практики, чтобы управлять другими общественными категориями и задавать свои тенденции в реализации социальных, научных, экономических и политических практик.
Эти подходы определяются множеством связей и отношений в обществе коллективного характера, общественной системы, механизма ее воздействия. Главное внимание социология уделяет жизнедеятельности людей в общественных условиях, различным социальным структурам и институтам, взаимоотношениям в обществе, свойствам развития личности, и другим условиям и обстоятельствам, управляющими функционированием общества.
Научно-педагогическая интеллигенция является разрастающейся социальной категорией. Современные исследователи могут рассчитывать на вакантные места не только в стране проживания, но и за рубежом. Самое главное – это поддержка высокого уровня образования, постоянное обучение и поиск нового. Интеллигенция получает привилегии не только со стороны общества, но и со стороны государства. Власти, испытывая нужду в новых лицах и идеях, стараются всеми силами удерживать представителей интеллигенции в стране. Поэтому они поощряют научно-исследовательскую деятельность и делают немалые инвестиции в научные открытия. Педагоги также получают награды, денежные вознаграждения. Важно и то, что профессия педагога сегодня постепенно становится все более престижной в глазах общества.