Технические средства обучения
Технические средства обучения – это устройства, которые помогают педагогу обеспечивать учеников учебной информацией, управлять запоминанием сведений, применением и пониманием знаний, а также контролировать результаты обучения.
Технические средства обучения (ТСО) на основании дидактических функций делят на информационные и контролирующие.
Информационные помогают введению учебной информации в курс обучения в качестве адекватной и доступной презентации. Информационными ТСО обеспечивается требуемый уровень связи вербального и образного мышления, более детальное освоение учебного материала в случае, когда невозможно продемонстрировать реальный изучаемый объект.
Информационными ТСО являются:
- видеоаппаратура, которая используется преимущественно для показа учебных фильмов, процесса консультирования, научных лабораторных экспериментов, проявления психических явлений. Благодаря видеоаппаратуре можно организовать видеотренинг, проанализировать профессиональное поведение или методический разбор занятий, проведенных студентом;
- аудиоаппаратура используется, чтобы продемонстрировать слуховые ощущения, воспроизводить пороги чувствительности. При необходимости прослушать запись фрагмента речи для анализа темпа, интонации, тембра, экстралингвистических и других характеристик голоса;
- проекционная аппаратура нужна обычно, чтобы спроецировать на экран печатные материалы. Для работы эпипроекторов требуется затемнение при проекции на экран графиков, схем и пр., кодоскопы не требуют затемнения, через них можно проецировать на экран материал, выписанный на прозрачной пленке по ходу объяснения. Оптимально использовать технические средства 20-25 минут в час вместе с пояснением.
Контролирующие устройства – это обучающие машины, необходимые для программированного обучения, тренажеры для подготовки к зачетам и экзаменам, а также диагностические устройства для познавательных процессов и свойств личности.
Наглядные средства обучения
Гомезо М.В. разделял все наглядные средства на натуральные, знаковые и изобразительные.
- Натуральные средства в преподавании социологии не применяются.
- Изобразительными наглядными средствами выступают фото, репродукция картин художников и плакаты.
- Знаковыми средствами наглядности считаются знаки, символы, графики, схемы, таблицы и знаковые модели.
В учебном процессе знаковые модели помогают пониманию предмета, облегчают и обеспечивают связь теоретиков и практиков.
Дидактические функции всех графических моделей появляются только в том случае, если их демонстрацию сопровождает словесное раскрытие содержания материала.
Абрамова Г.С. считает особенно эффективными круговые диаграммы.
Таблицы применяют, если необходимо обобщить большой по объему материал или выделить в разделах таблицы нечто существенное. Создание таких таблиц способно совершенствовать умственную деятельность студента, так материал лучше осмысливается и запоминается.
Обычно таблица содержит несколько столбцов и строк, в которых зафиксированы основные структурные единицы информации. Записи таблицы обычно содержат свернутую информацию, то есть предполагают лаконичность записи. Это позволяет охватывать целостную информацию.
Таблицы облегчают процессы анализа, сравнения, и осознания больших объемов информации.
Однако просто демонстрация даже очень качественно выполненной таблицы не принесет необходимого методического эффекта: требуется словесное, пошаговое сопровождение от педагога, с объяснением не только целей и задач таблицы, но и с обязательным дополнительным иллюстрированием каждого отдельного элемента таблицы примерами из практики.
Также таблицы применяются в поисковой или исследовательской деятельности, в качестве способа описания результатов диагностики и выводов по проведенному исследованию.
В подготовке специалистов в области социологии особое внимание должно уделяться поиску адекватных форм представления результатов и умению выбирать наиболее простую и наглядную форму, так как именно форма представления материала способствует выявлению новых связей и закономерностей, а неудачно оформленная таблица может препятствовать осмыслению и интерпретации результата.
Для предоставления и переработки информации очень удобно использование схем. Информация в схеме представляется не только в обобщенном виде, более продуктивной ее делает компактная и легко обозримая форма, в которой отражаются все связи и отношения элементов. Схема позволяет целостно представить объект в абстрактном, очищенном от несущественной информации виде.
Схема не будет выполнять свои дидактические функции в следующих случаях:
- количество элементов информации настолько огромно, что схему нельзя охватить одним взглядом;
- использование геометрических фигур разных форм, предпочтительнее использование одинаковых фигур;
- словесная информация избирательна. Дидактическая ценность схемы заключена в комментариях к ним, иначе линии между элементами не будут восприняты в качестве связей или отношений между элементами.
Графики также представляют собой не только визуальную иллюстрацию изучаемых феноменов, они являются моделью, работа с которой дает ряд новых знаний и возможностей предсказывать изменения в изучаемом явлении, процессе, механизме и изображении в системе координат.
Рисунки также очень удобное и широко применяемое средство обучения. Обычно они индивидуальны, могут придумываться преподавателями или извлекаться из методической литературы.
Иными словами, техническими и наглядными средствами обеспечивается продуктивность обучения социологии.