Мода как социальный феномен
Мода представляет собой совокупность вкусов, привычек и ценностей, которые приняты в рамках определенной среды и в конкретный промежуток времени.
В современном мире мода имеет очень большое социальное и культурное значение. Она может влиять на разные категории граждан, а также нередко вписывается в определенные социальные институты. Особенно актуальной тема моды была и остается внутри молодежной среды. В широком смысле исследователи определяют могут как существующий в определенный промежуток времени и в определенном пространстве признак культуры, проявление культуры, а также мода может выражаться в отношении к культуре, ее ценностям, нормам и идеалам. При этом не следует отождествлять понятие моды и понятие культуры, а также отождествлять моду и культуру личности, культурный уровень человека. Социум определяет культуры индивида, а уже сам человек в зависимости от уровня своей культуры может обдуманно или слепо следовать за модными течениями, выбирать для себя одежду, аксессуары и стиль поведения, которые оказывается на пике популярности.
Что касается современной моды, то она представляет собой непрерывно меняющуюся и очень динамическую сферу, форму стандартизированного массового поведения. Современная мода возникает буквально из ниоткуда, очень стихийна, может формироваться исходя из общественных настроений и тех настроений, которые доминируют в обществе в определенный период времени. Мода стихийна и переменчива, она может зависеть от меняющихся вкусов и увлечений, предпочтений. Стандарты моды на практике могут быть реализованы посредством популярной литературы и средств массовой коммуникации, масс-медиа и художественного творчества. Показы на подиумах, модные мероприятия, культурные сессии – через все это также реализуется современная мода.
Очень многие социологи относят появление моды еще к тому времени, когда только-только зарождались капиталистические отношения. После мануфактурного производства выпуск одежды и иных предметов роскоши и моды был упрощен, появилась возможность практически каждому прикоснуться к прекрасному, а низшие слои могли приобретать товары, одежду, аксессуары и другие модные предметы, чтобы хоть как-то приблизиться к высшему обществу. Но массовое производство создавал вещи менее премиального качества, а также делало эти модные атрибуты доступными за счет низкой стоимости. В литературе приведены самые разнообразные взгляды на то, какими социальными свойствами обладает мода. Но исследователи делают акцент на нескольких характеристиках:
- Мода имеет цикличный характер, она может сделать полный круг и снова вернуться к традициям, к прошлому, но осовременив его на новый лад;
- Мода иррациональна, она больше обращена на эмоции человека, что может привлечь его внимание, что может вызвать желание купить какую-либо вещь;
- Мода дает возможность абсолютно каждому человеку подражать богатым и знаменитым, подражать элите;
- Мода отражает принадлежность к определенной категории, к определенному слою общества. В основном мода помпезна, если говорить о ее настоящем предназначении, а значит она говорит о том, что человек имеет много возможность и позволяет покупать себе дорогие предметы одежды, интерьера, аксессуары.
Также мода динамична, она может очень быстро меняться, прослеживается взаимопроникновение тенденции к социальному выравниванию или социальном различию. Например, человек с помощью модной одежды может выделяться среди всех остальных, однако тут же появляется ощущение дискомфорта, что он «не такой, как все», и поэтому он старается выравнивать свой образ, чтобы быть, как остальные. Есть другой пример – люди стремятся быть в тренде, и тем самым приобретают похожую одежду и аксессуары. И становятся похожи друг на друга. Также исследователи делают акцент на знаковости моды, то есть мода объясняется как совокупность знаков. Они демонстрируют, какое положение человек занимает в обществе, является ли он влиятельным, может ли его слово быть законным и единственно значимым. Массовость моды – еще одна явная характеристика. Мода распространяется быстро и касается разных категорий граждан. Мода не зависит от демографической группы, от профессионального сообщества, в котором она может существовать, она в целом не зависит иногда даже от пола или возраста.
Социология моды развивалась изначально за рубежом. Зарубежные исследователи остановились на нескольких точках зрения, которые используются и сегодня для определения феноменальности и особенности моды:
- Подражание – Г. Тард, Г. Зиммель;
- Демонстрация, демонстративное поведение – В. Зомбарт, Т. Веблен;
- Мода объясняется через коллективное поведение, являясь его основанием – Г. Блумер;
- Семиотический подход к определению и объяснению моды – Р. Барт, Ж. Бодрийяр и др.
Функции моды как объекта социологического анализа
Переходя к рассмотрению функционального предназначения моды, следует отметить, что этот аспект является значимым в ее характеристике. Дело в том, что любое социальное явление или социальный феномен существует для чего-то, а не просто так. Он может привести к изменениям, к определенным трансформациям, которые касаются широкой аудитории.
О функциях моды чаще пишут отечественные социологи. Например, А.Б. Гофманом был составлен перечень функций моды, которые остается востребованным и актуальным среди современных исследователей. Первое – моды представляет собой регулятор сознания и человеческого поведения. Во-вторых, мода может быть показателем социального положения человека, престижа, авторитета и его возможностей. В-третьих, мода – это еще и показатель эстетических ценностей. Очень часто человек в погоне за модой может не видеть границ, и эстетика превращается в парад безвкусицы.
Названные функции также можно интерпретировать в качестве отражения в моде отношения человека к самому себе, к своей культурной принадлежности. Мода помогает выстраивать межличностные отношения и коммуникации, она способна удовлетворять потребности индивида, помогает ему адаптироваться к новым условиям и сразу же без слов заявлять о своем положении и о собственном статусе.