Причины межпоколенческих конфликтов
Поколение – это большая общественная группа людей, которые родились в один хронологический промежуток времени и проживали в сходных исторических условиях.
Понятие это сегодня употребляется в основном как духовное и символическое. В нем объединены исторические и культурные общности современников, особенно если их жизнь связана с каким-либо значимым историческим событием.
В социологии был выделен специальный подход, который как раз получил название поколенческого. Он предполагает анализ совместного существования трех измерений в социальной ситуации современного общества:
- Поколение молодых людей;
- Поколение зрелых людей;
- Поколение стариков и пенсионеров.
Существование этих трех времен представляет собой движение вперед и олицетворяет развитие. Также оно подразумевает передачу ценностей, знаний, норм и правил поведения в обществе, знаний о том, как устроен мир, отношения между людьми. Жизненный цикл каждого человека уникален, а еще он очень изменчив. Таким образом, постоянно формируются новые понятия, меняется понимание о тех или иных процессах, формируется непосредственно мнение. И когда это мнение не совпадает с мнениями других людей, то по итогу может возникнуть серьезная конфликтная ситуация – межпоколенческий конфликт.
Конфликт поколений – это возникновение, постепенное проявление и наконец столкновение противоречий между представителями разных поколений. Также конфликт как процесс включает в себя разрешение этого конфликта через компромисс или поддержку одной из сторон. Конфликтные взаимодействия как внутри поколений, так и между поколениями могут выступать в качестве фактора разрушения или укрепления социальных связей на общем уровне развития социума.
Как в природе, так и в обществе существуют причинно-следственные связи, проявляются зависимости. Конфликты не являются исключением, они скорее являются движущей силой или силой, которая останавливает многие процессы и дает им иной ход развития. Они могут порождаться, как внешними, так и внутренними факторами. Это могут быть всеобщие или единичные конфликты, затрагивающие идеальный и материальный мир. А еще межпоколенческие конфликты бывают объективными и субъективными.
Причина конфликта в наиболее общем смысле – это явление, которое определяет проявление самой конфликтной ситуации и противоречия в целом. Обострение межпоколенческих конфликтов связано с рядом социальных явлений, которые присущи современному мир. Например, научно-технический прогресс, который подрывает авторитетные позиции старшего поколения, ведь молодежи куда проще воспринимать все новое, инновационное. На этой почве возникают знаменитые конфликты «отцов» и «детей.
Во-вторых, пренебрежительное отношение к истории и прошлому со стороны молодого поколения. К тому же, молодые люди сегодня не стремятся в полной мере овладеть всеми нормами, всеми историческими особенностями прошлого, поскольку они считают их слишком устаревшими, не модными. Иными словами, молодежь стремится к независимости, самостоятельности, чтобы продемонстрировать свои способности творить собственную историю и не оглядываться на прошлое.
Третья причина заключается в типе воспитания молодежи. Ей присуще ощущение легкости и обильности жизни. Молодежи в большинстве своем не сталкивалась с нищетой, недостатком еды, войной и сложными жизненными ситуациями. Сказывается влияние массовой культуры, массового производства, где изобилие товаров и услуг, огромный выбор. Этого не было у старшего поколения, поэтому возникают конфликты на почве отношения к жизни, некоторого пренебрежения со стороны самого молодого поколения. «Баловство» влияет на умственный и нравственный уровень развития личности, на восприятие социальной реальности и иерархию ценностей молодежи.
Последствия межпоколенческих конфликтов
Конечно, многочисленные и повсеместные конфликты не могут не оказать влияние на состояние общества. К основным негативным последствиям следует отнести усиление непонимания между поколениями, появление еще большего разрыва между поколениями. Из-за стресса и напряжения ухудшается общее эмоциональное состояние индивидов, нарастает социальная напряженность. Если вовремя не отрегулировать конфликт, то он может выйти далеко за пределы узкой социальной группы и негативно сказаться на крупных сообществах. Усиливается непонимание, а значит нарушаются естественные связи, которые возникают между старшим и молодым поколением.
Одно из негативных последствий конфликта «отцов» и «детей», как правило, связано с нежеланием представителей разных поколений понять и принять мнения (позицию) оппонента. Каждый настаивает на своем, стремится отстоять именно свою точку зрения, считая ее единственно правильной. Это характерно представителям современной молодежи, поскольку они независимы и самостоятельны, не хотят прислушиваться к мнению старших, считая только себя центральным звеном во всех взаимодействиях. Как итог – существующее непонимание обостряется, оно осложняет и без того непростую ситуацию во взаимоотношениях между «отцами» и «детьми». Как можно заметить, между поколениями и так связи становятся очень слабыми и примитивными, из-за этого нарушается целостность культурного поля и преемственность традиций и знаний.
Когда конфликт не регулируют на протяжении длительного времени, то нарастает социальная напряженность. Ее последствия чаще непредсказуемы – конфликт может вспыхнуть и тут же исчезнуть, а может вылиться в более серьезный и масштабный конфликт, в который будут вовлечены люди, изначально не имеющие представления о том, что происходит, что от них требуется, и как себя вести. Если нарастание напряженности происходит открыто, то это даже хорошо, но если это пассивное и скрытое нарастание, то здесь могут быть самые непредсказуемые последствия. Конфликты также могут возникать и внутри профессионального коллектива - между "старой школой" и новым поколением. Это приводит к серьезным противоречиям, недосказанности, неудовлетворительным результатам работы, поскольку у каждого члена коллектива есть свой подход к решению той или иной задачи. В данном случае необходимо вмешаться руководителю, объяснить цель нахождения, а также то, что на первом месте стоят общие задачи коллектива, которые должны решаться с использованием оптимальных, а не предпочтительных методов.