Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы феноменологической социологии

Истоки феноменологической парадигмы

Основы идеи в рамках феноменологической парадигмы заключаются в том, что она направлена на глубокий анализ и исследование социальных феноменов, касающихся не особых социальных процессов и явлений, а повседневности, жизненного мира человека, с которым он сталкивается и сосуществует в процессе своей ежедневной жизнедеятельности. Авторы отмечают, что мир – это объективное образование, но он начинает иметь ценность для человека только тогда, когда сама личность осознает мир и его устройство. Только тогда он из объективного превращается во внутренний субъективный мир, где каждый человек по-своему интерпретирует все процессы и явления.

Определение 1

Согласно исследователям-феноменологам, социальные феномены и их особенности, которые проявляются в повседневной жизни и деятельности человека, по сути, не такие, какими они кажутся с первого взгляда. Чтобы изучить их природу и специфику, необходимо проникнуть в истоки их возникновения, понять причину тех или иных действий, спрогнозировать возможные последствия. Чтобы преодолеть иллюзии в отношении какого-либо объекта или явления, а также побороть «ложное сознание», необходимо раскрыть скрытые функции феноменов человеческой реальности, потому что только так откроется их истинное предназначение и сущность.

Корнями феноменологическая социология уходит еще в исследования Э. Гуссерля. Его учение о «жизненном мире» человека – это субъективная видимость, предшествующая непосредственно объективному пониманию и осознанию социальной действительности. Именно сознание – это основа конкретных жизненных реалий, и если человек понимает, где и в какое время он находится, то он также адекватно может оценить возможные проблемы, которые нуждаются в разрешении, дабы не перейти на новый, конфликтологический этап.

Последователем Гуссерля стал А. Щюц. Он перенял у него идеи так называемого «субъективного упорядочивания» людьми объективного социального мира. Также Щюц отметил взаимосвязь научных теорий с понятием жизненного мира. Он видел в этом основу принципиально новой социологической парадигмы, которая позволит в будущем более глубоко и детально проанализировать и понять природу социальных феноменов, которые конструируются руками человека. Но, в отличие от Гуссерля, Щюц предполагает, что не научные основания определяют жизненный мир человека, а наоборот: жизненный мир каждого решает, каких взглядов будет придерживаться человек в своих умозаключениях и выводах.

«Методы феноменологической социологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методы феноменологической парадигмы

Основной задачей феноменологической социологии, по мнению Щюца, является:

  1. стремление проанализировать жизненный мир человека;
  2. получить наиболее четкие и осознанные знания о всей совокупности объектов и событий, которые находятся внутри интерсубъективного мира.

Этот мир – ни что иное, как опыт человека в его повседневной жизни. В нем укладывается вся сеть коммуникаций человека, этапы его социализации, интересы, образование и трудовая деятельность, отношение к различным социальным институтам, политическим событиям и многому другому. Интерсубъективный мир каждого человека уникален, что делает человека настоящей личностью, индивидуальностью, со своими особыми интересами и потребностями, которые он удовлетворяет в повседневной жизни.

Поскольку интерсубъективный мир – это основа феноменологической социологии, то и методы ее напрямую зависят от исследований данной области. Основная задача феноменологической социологии – получить упорядоченное знание о всем комплексе объектов, которые принимают участие в интерсубъективном мире, и событий, которые происходят внутри интерсубъективного мира. Все вместе составляет опыт человека, его обыденное сознание. Основой жизнедеятельности выступают коммуникации, поскольку человек – существо социальное, и оно не может существовать без других людей. Не вступая в социальные связи, человек не имеет возможности реализовывать свой потенциал, обмениваться знаниями и получать новый социальный опыт. К тому же, без социума человек не может выполнять свои социальные роли, не выполняет свойственные его статусу и роли действия и не проявляет никакого поведения.

Замечание 1

Один из ключевых методов, о котором мы хотели бы упомянуть – это критический анализ социологического позитивизма. Каждый феноменологический социолог критиковал принципы социологического позитивизма. Среди них были:

  • Дэвид Сильверман;
  • Дэвид Уолш;
  • Майкл Филипсон;
  • Пол Фармер.

Они считали, что социальный объективизм не зависит от человеческого сознания, а также то, что отношение к индивиду проявляется как к несуществующей части социальных процессов.

Определение 2

Феноменологический метод – это целый комплекс связанных между собой принципов, а также единство процедур сущностного исследования первичного опыта человека. Данный опыт называют феноменом, поскольку у каждого он свой: человек, руководствуясь своими привычками, воспитанием и ценностями сам определяет, как выстраивать свою жизнь, каким путем идти. Это касается абсолютно каждого элемента сферы его интерсубъективного мира.

Данный метод, по мнению Гуссерля, осуществляется исключительно в рефлексии сознания на свою собственную «жизнь». Мы можем понять, чем руководствуется человек, лишь приняв на себя его роль, на какое-то время стать им самим. Лишь в этом случае мы можем объяснить стиль поведения, мотивации другого человека, понять, чем он живет, и что именно побудило его совершать те или иные действия. Также немаловажно полностью отключить свои эмоции, не позволять своему настроению и субъективной оценке интерпретировать поведение другого так, как хочется нам. Стоит просто помнить, что все мы – очень разные, и из такого многообразия и складывается наше общество, разностороннее, мультикультурное. В данном случае, в некоторой степени необходимо стать толерантным к человеку, даже если мы исследуем поведение опасного преступника, душевнобольного или ребенка с отклонениями в психике, девиантным поведением.

Дата последнего обновления статьи: 13.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot