Понимающая социология и ее сущность
Макс Вебер является одним из самых выдающихся специалистов в области социологии, а также одним из ее основоположников. Его идеи оказали серьезное влияние на развитие социологии как науки, а также на становление ряда других гуманитарных дисциплин. Вебер при жизни придерживался концепции антипозитивизма. Исследователь утверждал, что для того, чтобы углубленно изучить общественные действия, требуется применять интерпретирующий подход.
Также М. Вебер ввел еще одно понятие, которое получило название «социальное действие». Понимающей социологии он уделил должное внимание, поскольку через нее полностью меняется представление о том, что же такое социология, как она развивается, какой смысл включает в себя, и какое место в социологии занимает человек и человеческая личность. Социология должна быть понимающей, поскольку поведение человека полностью осмысленно им самим. Однако это понимание не следует относить к категории психологического, поскольку смыслы здесь более социальные.
Смысл – часть социального действия и часть поведения. Он соотносится с действиями и поведением других людей, ориентируется и регулируется ими. Основой для созданной дисциплины М. Вебер сделал представления о том, что законы природы и общества не едины, а противоположны друг другу. Существует два типа научного знания:
- естествознание – науки о природе;
- гуманитарное знание – науки о культуре.
Социология является пограничной наукой, в которой сочетаются лучшие характеристики естествознания и гуманитарного знания. Из гуманитарного направления взята методология понимания и последующего соотнесения с ценностными ориентациями, а из естественного знания позаимствовано причинно-следственное толкование окружающей действительности. И человек, и эксперт в отрасли привержены к точным данным, поэтому характеристики, взятые из естествознания, являются крайне важными.
Суть понимающей социологии состоит в понимании и объяснении некоторых процессов и характеристик, а именно:
- через какие осмысленные действия индивид стремится реализовывать стремления, в какой мере ему это удается или не удается и почему;
- какие последствия имеют стремления одних людей для поведения других людей, в чем эти последствия могут быть отрицательными, и как избежать рисков, минимизируя их.
М. Вебер исходил из того, что природа социального должна рассматриваться субъективно, а акцент — ставиться на поведение отдельного человека. Иначе говоря, предметом социологии должно быть поведение индивида, его картина мира, убеждения, мнения, идеи. Именно индивид со своими собственными целями и мотивациями, убеждениями и мировоззрением может понять, почему происходят те или иные события, чем обусловлены социальные взаимодействия, и какие у этих взаимодействий последствия.
Теория социального действия М. Вебера
От понимающей социологии М. Вебер переходит к теории социального действия. Согласно его мнению, социальное действие может быть нескольких видов и зависит от типов мотивации:
- целерациональное социальное действие;
- ценностно-рациональное социальное действие;
- аффективное социальное действие;
- традиционное социальное действие.
Целерациональное социальное действие основано на ожидании определенного человеческого поведения от людей и объектов внешнего мира. Ожидание может быть использовано в качестве условия для целей, которые направлены и регулируемы. Например, ожидание успеха, к которому индивид идет, взаимодействуя с другими членами общества и высказывая свое мнение относительно ожиданий.
Ценностно-рациональное социальное действие основано на сознательной вере в ценности – религиозные, этические и эстетические. То есть, индивид верит в любую безусловную ценность поведения, которое лежит в основе действий и не зависит от его успешности и результативности.
Аффективное социальное действие эмоционально. Оно обуславливается аффектами и интенсивным эмоциональным состоянием человека. Каждый из нас испытывает спектр эмоций, как положительных, так и отрицательных. Эмоции порой мешают человеку реализовывать действия, мешают ему сконцентрироваться на действительно значимых и важных событиях, которые влияют на его жизнь. Но те же эмоции и аффекты могут выступать в качестве сильнейших мотиваторов. Последний тип социального действия – традиционное. Оно основывается на привычном поведении человека. В процессе социализации личность постигает социальные ценности и нормы, сосуществует с другими членами общества, приобщаясь к единой традиции. Поэтому его поведение становится в определенной степени предсказуемым, традиционным. Эти же установки он будет передавать следующим поколениям, поддерживая устойчивость, традиционность и консервативность своих убеждений и взглядов.
Чтобы выявить причинно-следственные связи и осмыслить поведение человека Максом Вебером был введён термин «идеальный тип». Этот идеальный тип является исксусственно-логически сконструированным определением, позволяющим выделять основные черты изучаемого социального феномена. Идеальный тип образован не абстрактными теоретическими построениями, а основан на проявлениях, имеющих место в реальной жизни. Причём, само понятие является динамическим – т.к. социум и область интересов его исследователей могут меняться, необходимо образование новых типологий, которые будут соответствовать этим изменениям. Но идеальный тип не может быть измерен, он не может быть постигнут в теоретическом плане, поскольку он по большей части утопичен. Но при этом к идеальному типу можно приблизиться, если действовать в соответствии с имеющимися установками и поддерживать определенные типы поведения.
Таким образом, М. Вебер стал одним из первых авторов, кто перешел к подобной модели анализа общества и человеческой личности. Делая акцент на оригинальности и уникальности человека, а также на его мотивациях и ценностях, М. Вебер сумел «понять» личность индивида.