Понятие медиатизации
Понятие «медиатизация» было введено Дж. Томпсоном. Исследователь стремился таким образом обозначить влияние медиа на общественное мнение и общественное сознание, а также роль медиа в формировании человеческой личности и его ценностно-ориентационной составляющей.
Медиатизация по своей сути раскрывает влияние социальных медиа на такие сферы человеческой жизни, как:
- культура;
- экономика;
- политика;
- наука.
С точки зрения исследователя, возводя события и явления в публичный статус и на уровень общественности, природа происходящего также неизбежно меняется. Опосредование медиа как процесс очень интересно социологам. Они занимаются анализом и изучением феномена понятия и соотношения понятия с другими терминами, такими как медиатация и медиазация. Современная трактовка, которая формировалась на протяжении очень долгого времени, сводится к тому, что медиа постепенно интегрируются в самые разные, но очень востребованные сферы деятельности индивида. Под влиянием социальных медиа могут складываться отношения человека с другими индивидами или более широкими социальными группами, но что самое главное – формируется сама личность, ее отношение к социальным процессам, к событиям, которые могут быть важны для современного общества.
Медиапространство постепенно расширяется. Оно очень подвижно, нельзя сказать, что оно остается постоянным или однородным. Медиапространство меняется тогда, когда меняются мировые тенденции. Этот процесс соотносим с изменениями цивилизация, со сменой политических взглядов и социальных ориентаций личности. Но сегодня медиа могут не просто быть объектами трансформаций – они перешли в статус субъектов. Это значит, что медиатизация касается практически всех частей социума. Медиа-коммуникации и элементы медиа влияют на человеческое поведение и сознание. Они могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие. Также они могут формировать общественное мнение, манипулировать человеческим сознанием, давать инфоповоды для обсуждения или отвлекать людей от серьезных проблем, если изначально становится понятно, что человек может высказывать в их сторону негативные реакции.
В результате мощного воздействия цифровых технологий на работу с информацией, вся структура медиапотребления меняется, на первый план выходят новые медиа, функционирующие в глобальной Сети. Понятие «новые медиа» охватывает не только пространство Интернета, но имеет и значительный технологический и социальный аспект. Опираясь на такие характеристики Сети, как трансграничность, мультимедийность, децентрализованность, интерактивность, новые медиа приводят к «виртуализации» современного общества. Как показывают многочисленные исследования, Интернет становится единой медиасредой, которая может выражаться в различных направлениях:
- технологическое;
- психологическое;
- культурное;
- социальное.
Эти направления являются основой формирования любого сообщества, любого государства. Поэтому крайне важно постоянно поддерживать их на должном уровне и обеспечивать высокий уровень информированности самих жителей о том, что происходит в их населенных пунктах, каким образом выстраиваются взаимоотношения. Медиатизация таким образом является одним из условий успешного развития общества и государства. Также медиатизация влияет на одну из многочисленных социально-демографических категорий – на современную молодежь.
Медиатизация молодежи
Молодежь – это двигатель прогресса, и в этом мнении сходятся очень многие исследователи. Медиа в свою очередь были и остаются ключевым агентом социализации и детей, и молодежи. Благодаря медиа инструментам молодежь узнает новое о событиях в мире, познает мир таким, какой он есть, общается, выстраивает свои жизненные стратегии и находится в поиске новых коммуникационных возможностей. Медиа сегодня так активно развиваются, что в них молодые люди могут хорошо зарабатывать, получать образование, знакомиться со вторыми половинками, строить отношения и профессиональную карьеру.
Роль медиа в жизни молодежи очень велика, и это – следствие научно-технического и телекоммуникационного прогресса. Еще 15-20 лет назад роль социальных медиа была не так высока. Связано это с тем, что Интернет только начал развиваться и становиться частью жизни масс, а иные медиа технологии были примитивны и не так сильно развиты. Но сейчас все изменилось. Без медиа сложно представить свою повседневную жизнь, а профессии в данной сфере считаются одними из самых востребованных и высокооплачиваемых. Естественно, это сказывается на ориентациях молодежи, на их профессиональных ценностях.
Также медиа влияет на формирование личности, ее инициативности, восприятие жизни. Раньше человек больше социализировался внутри своей семьи, он общался с родственниками и близкими друзьями, брал пример с родителей, стремился к тому, чтобы сохранить свои ценности. Сейчас же многое узнается именно из медиа каналов. Формируется мнение о государстве, об обществе, об основных жизненных событиях. Большой поток информации не всегда позитивно влияет на личность человека, у него могут возникнуть проблемы с самоидентификацией, нередко возникают внутриличностные и межличностные конфликты.
Таким образом, медиатизация является непрерывным процессом. Она может не ощущаться, но с учетом того, что медиа сегодня стали частью жизни практически каждого человека, то медиатизация также касается каждого. Медиатизация должна сдерживаться, в противном случае этот процесс будет совершенно неконтролируемым, что влечет за собой негативные последствия. В частности, появляются новости-фейки, которые могут вводить в заблуждение, вызывают у человека отторжение или принятие. Медиатизация тем не менее важно, она позволяет расширять собственные границы.