Коммуникативное и телекоммуникационное воздействие на молодежь
В 21 веке сформировались совершенно новые, своего рода инновационные приоритеты, принципы и жизненные позиции, которые являются решающими в жизни каждого молодого человека. Исследователи связывают эти процессы с тем, что на представителей молодежи серьезное влияние оказывают массовые коммуникации и телекоммуникации. В современном обществе информация обретает роль своего рода катализатора процессов, которые формируют личность, то она же является эффективным инструментом влияния на социум и массовое сознание.
Виртуальное пространство становится доступным практически каждому, и это благодаря развитию информационных технологий. Также это способствует тому, что люди начинают более активно взаимодействовать друг с другом, объединяться в сообщества по интересам, а также в профессиональные сообщества, чтобы решать наиболее значимые задачи. Так как изменения, происходящие в российском обществе, усиливают стремление молодежи к свободе, независимости и наиболее полной реализации своих способностей, то начинают возникать все новые и новые каналы для всех типов самореализации личности. Одно из лидирующих мест в данном случае занимает именно виртуальное пространство. В силу своей доступности оно становится одной из благоприятных сфер, где появляются новые каналы для самореализации личности на разных уровнях:
- на уровне творчества;
- на уровне получения образования;
- на уровне выработки навыков коммуникации;
- на уровне создания сообществ для разрешения наиболее значимых социальных проблем.
Молодежь к новым возможностям крайне восприимчива. Открываемые технологии она расценивает как площадку для старта, как пространство для проявления себя. Также представители молодежи бесстрашно пробуют актуальные каналы творческой самореализации. Эту идею подтверждает огромное количество блогеров, которые делают массовые коммуникации и, в частности, социальные сети площадкой для продвижения своих идей и товаров, получения доходов. При этом, многие блогеры уже смогли обеспечить не только себя, но и своих близких. Поэтому массовые коммуникации и телекоммуникации для современной молодежи – это эффективный инструмент. Самое главное здесь это то, что практически любой желающий может стать частью виртуального пространства. Он может не иметь навыков в ведении социальных сетей, но при этом хорошо продвигается, становится популярным, лидером общественного мнения и просто обеспеченным человеком.
Сегодня сформировалось несколько устойчивых каналов воздействия на молодежь в информационной среде. К ним относятся:
- Интернет;
- Образовательные каналы для молодежи;
- Телевидение – сейчас оно не так актуально, поскольку в основном молодежь пользуется Интернетом и социальными сетями;
- «Сарафанное» радио;
- Радио;
- Невербальные каналы коммуникации;
- Печатные СМИ и издания;
- Личностное общение.
Наиболее эффективными каналами коммуникационного и информационного воздействия являются телевидение и Интернет. Такой вывод вполне логичен. Интернет сегодня занимает ведущее место в жизни практически каждого человека. Для молодежи он имеет особое значение. В Интернете можно найти много информации, развлечений, а социальные сети предоставляют все ресурсы для общения, поиска друзей и даже второй половинки. В Интернете находится самая критично настроенная аудитория, и здесь же есть площадки, на которых человек может свободно высказывать свое мнение, находить единомышленников или транслировать собственные идеи.
Массовые коммуникации и молодежные ценности
Поскольку молодежь сегодня подавляющую часть времени проводит в Интернете, то вполне резонно заявить о том, что коммуникационное пространство социальных сетей и Интернета влияет на ценностные ориентации молодежи и личность молодого человека.
Воздействие средств массовой коммуникации на личность может выражаться в нескольких направлениях.
Во-первых, распространяемая информация фокусирует внимание молодых людей на тех проблемных точках и темах, которые с точки зрения социальной системы считаются наиболее значимыми и приоритетными. Формируется информационное поле, а у молодых людей – информационные интересы. Для психики и личности, которая только формируется, это играет одно из главных значений.
Во-вторых, средства массовой коммуникации могут оказывать и оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы личности и через содержание информации влияют на систему ценностей, идеалов, мировоззрения. Используя различные способы и инструменты влияния, средства массовой коммуникации могут оказывать прямое воздействие на поведение человека. К таким инструментам и способам следует отнести: внушение, убеждение личности, заражение, подражание. Поскольку молодого человека проще всего мотивировать на ту или иную форму самовыражения, я также подтолкнуть к тем или иным формам деятельности, то специалисты, работающие со средствами массовой коммуникации, пользуются этим. По итогу получается такая личность, которой очень легко манипулировать, которая воспринимает информацию, но не имеет критических настроений.
Ценности, транслируемые в средствах массовой информации с помощью средств коммуникации также становятся и ценностями современной молодежи. Как результат – получается личность, полностью соответствующая современному состоянию социума. Критически настроенная личность – это та личность, которая по итогу может не только воспринимать всю предоставляемую информацию, но также может высказывать и свое мнение в отношении происходящих событий. К сожалению, сегодня молодежь все чаще становится ведомой, нежели ведущей. Хотя, согласно определениям, молодежь – это тот слой общества, который способен генерировать инновационные идеи и мнения.