Манипуляция массовым сознанием
Манипуляцией массовым сознанием называют один из способов психологического воздействия на общество с помощью программирования их поведения и выявления у них скрытых желаний и потребностей, которые не совпадают с действительными их желаниями.
Это влияние используется для того, чтобы изменить истинные побуждения и цели людей в нужном для определенных людей направлении.
Целью манипуляторов является придание обществу такие знаки, чтобы в их сознании эти знаки превратились в контекст, поменяли образ контекста в собственном восприятии. Они так связывают свое послание с действительность с целью навязывания такого истолкование, чтобы действительность в сознании объекта манипуляции была искажена в нужном для манипулятора направлении. Манипуляция повлияет на поведение человека, вследствие чего он будет действовать так, как нужно манипулятору, при этом считая, что поступает в соответствии со своими желаниями. Так манипулятор ненавязчиво оказывает воздействие выбор объекта, который не является свободным и осознанным.
Симптомами скрытой манипуляции массовым сознанием могут являться: эмоции и чувства, сенсационность и неотложность, изъятие из контекста, прикрытие авторитетом, различные существующие стереотипы и т. д.
Чаще всего манипуляция становится успешной, так как подавляющее большинство людей не станут тратить время и собственные усилия для того, чтобы усомниться в правдивости информации, трактуемой СМИ. Любая манипуляция массовым сознанием - это взаимодействие, которое является не насилием, а соблазном.
Объектом манипуляции может быть только тот человек, который выступает как ее соавтор.
Формы манипуляция зависят от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования. Можно выделить положительные и отрицательные формы манипуляций.
Положительные формы это: заступничество, проявление помощи, комплимент, невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание), сообщение хороших новостей и т.д.
Отрицательные формы: критика (высмеивание, критика личности и поступков), констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках), советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания)
Признаки манипуляции массового сознания
В психологии выделяют следующие признаки манипуляции:
- Духовное воздействие, когда манипулятор воздействует на психику человека.
- Скрытое воздействие, когда объект не должен заметить факт манипуляции.
Профессор Калифорнийского университета Г. Шиллер отмечает: «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно, и сам факт манипуляции не отражён в памяти субъекта. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Порой таким способом пользуются в средствах массовой информации. Это происходит, когда СМИ воздействуют на людей, представляя какие-то авторитетные мнения и пропагандируя их, вследствие чего человек принимает такое мнение за свое собственное.
Манипуляция, используемая «профессионалами», требует мастерства и навыков в этой сфере. Так как манипуляция массовым сознанием уже является технологией, стали появляться профессиональные работники, которые ей владеют.
Методы манипуляции
Существует достаточно большое количество методов манипуляции массовым сознанием, которые используются средствами массовой информации, но самые популярные это:
- внушение
- слухи, домыслы, толкования в непонятной социальной ситуации
- метод «страшилок»
- умалчивание об одних факторах и выпячивание других
- метод фрагментации
- неоднократные повторы или «метод Геббельса»
- лжесобытия.
Манипуляция сознанием людей с помощью средств массовой информации
Современный мир перенасыщен большим количеством информации. Люди получают информацию с помощью различных средств массовой информации, вследствие чего подвергаются влиянию на собственное сознание. Через СМИ люди узнают, что стоит одевать, что стоит и не стоит употреблять в пищу, как нужно и не нужно себя вести, за кого голосовать и многое другое.
Самый главный способ манипуляции в помощью средств массовой информации - это навязывание стереотипов. Обычно люди понимают стереотипы, как знания, но они имеют абсолютно неполное описание какого-либо факта действительности. Это понимание, как правило, формирует крайне эмоциональное отношение к чему-либо.
Существуют три направления манипуляции:
- маркетинговые – это манипуляции, которые направлены на пиар различных товаров и услуг
- идеологические – это манипуляции, с помощью которых выявляются патриотические чувства
- деструктивные манипуляции. Они существуют для формирования образа мыслей, которые направлены на самоуничтожение. Такими манипуляциями на протяжении большого периода времени с помощью кинематографа формировалось мнение о русских, как о пьющей нации.
Манипуляцию массовым сознанием можно разделить на 4 вида. Это; манипулирование информационными потоками; манипулирование путем воздействия на эмоции; манипулирование путем формирования и распространения различных образов; манипулирование путем использования авторитетных мнений.
Человек, который является объектом манипуляции, обесценивается как личность, вне зависимости от вида применяемой манипуляции, метода и целей.
Среди приемов манипуляции приемы, применяемых средствами массовой информации, можно выделить ряд самых популярных. К таким можно отнести: сокрытие фактов, применение мнений разных авторитетов, сенсационность, повторение, применение стереотипов, применение контрастности, речевая эмоциональность, монтаж, вырванные из контекста выражения. Самыми распространёнными приемами, которые используются на телевидении можно назвать фабрикацию фактов, применение речевой эмоциональности, расположение вести в блоке новостей и использование авторитетных мнений.