Общие сведения о марксистской социологии
Одновременно с учениями в области социологии таких авторов как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер свое развитие получила марксистская социология. Данное учение заявило о себе как о научном толковании развития исторического процесса, которое базируется на имеющихся объективных данных общественных наук: истории, экономики, социологии и других смежных дисциплин.
Материалистическое понимание истории как процесса К. Марксом и Ф. Энгельсом, получило свое развитие в трудах Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, А. Грамши, которые являлись представителями учения Маркса в 20 веке.
Рассмотрим более подробно, в чем суть марксистской социологии.
Марксистская социология, является материалистическим пониманием истории, которое было создано на основе исследований содержания и развития исторического процесса, его объективных закономерностей. Сформулированное исследователями материалистическое понимание исторического процесса объясняет материальные основы жизни общества, особенности характера взаимодействия всех его сторон, направленности его развития и роли сознательной деятельности людей в развитии исторического процесса.
На современном этапе развития социологической науки марксистская социология по-прежнему является влиятельной и способна противостоять более современным теориям и социологическим исследованиям.
Основные положения марксистской социологии
Марксистская социология основывается на идее о том, что основной движущей силой развития общества является человек с его интересами и потребностями, с особенностями его взаимодействия и общения с другими членами общества.
Совокупность возникающих общественных и социальных связей всех субъектов взаимодействия и формирует общество в целом. С помощью систем общественных отношений, имеющихся условий производства, уровня жизни, особенностей деятельности политических и социальных институтов общество имеет возможность оказывать влияние на содержание и направление деятельности человека и тем самым воздействует на его развитие и формирование его личности.
Обоснованием для главной роли материальных сил, побуждающих человека к деятельности и развитию является тот факт, что в процессе их воздействия у человека формируются производственные, политические осознанные мотивы. И главное значение Маркс и Энгельс придавали содержанию и направленности данных мотивов, так как именно они определяют эффективность деятельности человека в процессе его взаимодействия с социальными институтами и другими членами общества.
При этом, следует отметить тот факт, что мотивы и цели деятельности человека, система внутренних убеждений и направленности личности в областях экономической, политической и другой деятельности зависит от объективных факторов исторического процесса, которые находят свое отражение и проявление в действиях объективных социальных законов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что внутренний мотив деятельности человека не является основной причиной развития исторических событий. Основной причиной является то, что стоит за этими мотивами и влияет на их появление и развитие.
В связи с этим Фридрих Энгельс отмечал тот факт, что непоследовательность материализма заключается не в том, что признается существование идеальных побудительных сил, а в том, что исследователи останавливаются на их характеристике и не ищут, что за движущие силы влияют на их развитие.
Движущие силы развития мотивации человека к деятельности
К основным движущим силам, способствующим развитию мотивации человека к процессу развития как личности и как общественного существа Маркс и Энгельс относили, прежде всего, имеющиеся материальные условия жизни человека и те потребности и интересы социального субъекта, которые возникают в их результате.
Именно материальные потребности и интересы являются основными причинами, которые влияют на:
- поведение и деятельность людей,
- возникновение тех или иных стремлений, психологического настроя,
- появление идей и мыслей.
При этом следует отметить, что мыслители имеют в виде не только личные интересы, но и материальные интересы общности в целом. Эти интересы являясь интересами социальных групп различного формата, выражают зависимость людей друг от друга, в процессе разделения труда.
Марксистская социология основное свое внимание сосредоточила на особенностях общественного существования человека, процессе формирования его общественного сознания. Обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания составляет одну из фундаментальных сторон материалистического понимания истории.
Согласно идее Маркса и Энгельса именно общественное сознание является отражением общественного бытия людей в процессе их взаимодействия. Таким образом происходит понимание природы и сущности общественного сознания, высвечивается объективность его социального основания, то каким выступает общественное бытие людей.
Указывая на это и одновременно характеризуя суть общест¬венного бытия, Маркс и Энгельс отмечали, что сознание человека это осознанное бытие человека, а бытие чселовека – это и есть весь процесс его жизни.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что общественная жизнь, по мнению Маркса и Энгельса – это реальный процесс жизни людей, их общественное взаимодействие с социальными институтами и друг другом, содержание которых находит свое отражение в общественном сознании.
Общественное сознание в свою очередь, не имеет собственных исторических корней, так как оно является производной от общественного бытия и только отражает его историю.
Субъектами собственного сознания выступают различные социаль¬ные группы людей и общество в целом, а также отдельные личности, которые являются сознательными носителями общественного, группового и индивидуального сознания.