Ранние годы
В 1857 году поступает на факультет права в Ягеллонский университет. В 1864 году получает докторскую степень. В 1867 году в свет выходит один из его первых исторических трудов под названием «Польское законодательство в отношении евреев». В 1868 защищает докторскую диссертацию. После получает титул хабилитированного доктора, который даёт право на занятие профессорской должности в университете. В 1876 году становиться доцентом. В 1892 году, профессором на кафедре государственного права в Грацском университете имени Карла и Франца.
Осовные работы
«Расова борьба» (вводит понятие этноцентризм); «Общее учение о государстве", "Социология и политика", "Основания социологии" (социально-политические события, которые происходят в европейских странах второй половины XIX века).
Социальный дарвинизм
Согласно данному подходу, общество является совокупностью групп, которые ведут борьбу друг с другом для того чтобы выжить и получить влияние. Именно система движения данных групп и его закономерности стала предметом изучения Гумпловича.
Согласно теории Гумпловича, социальный конфликт и общественное неравенство людей не возможно избежать. Вместо знаменитой в то время теории классовой борьбы, он предлагает идею борьбы рас, которую он понимает как «борьбу между гетерогенными социальными и этническими единицами.
По Гумпловичу, государство представляет сбой организацию господства меньшинства над большинством, причем, с течением времени этнические группы сменяются на социальные классы. Главным элементом общества признает социальную, группу, а не личность. Борьба социальных групп является главным двигателем истории.
Как считает Людвиг Гумплович, социология является философской основой каждой социальной науки. Предметом социологии является исследование социальных групп и происходящие между ними взаимоотношения. Социальные группы трактуется им в духе экстремистского социального реализма. Он подчеркивает их надындивидуальный и внеиндивидуальный характер. Взаимоотношения, происходящие между группами представляют собой непрерывную и беспощадную борьбу, которая ни когда не прекращается. Он считает, что главный социальный закон заключается в стремлении каждой социальной группы подчинять себе другую социальную группу, которая повстречается на ее пути. Каждая социальная группа стремиться к порабощению и господству.
Несмотря на то, что он довольно негативно относился к биологическим аналогиям, которые свойственны органицизму, он объяснял социальные явления с точки зрения натурализма. Он говорил о том, что человеческая история является естественным процессом, а социальные законы представляют собой довольно простую разновидность законов природы.
Взаимоотношения, происходящие между группами Людвиг Гумплович объяснял как довольно постоянную и совершенно беспощадную борьбу. Данная борьба определяет социальную жизнь в общем. В историческом развитии первоначальная борьба происходит между ордами (это группы, которые объединены антропологическими и этническими признаками). В результате данной борьбы происходит возникновение государства, в котором борьба, происходит с одной стороны, между государствами, с другой стороны - внутри государств. Главными причинами социальных конфликтов являются экономические мотивы а также стремление к удовлетворению материальных потребностей. Человеческие расы он трактовал основным образом не как биологическое явление, а как явление социокультурное.