Роль культуры в современном мире
Несмотря на то, что отношение к культуре в последние годы претерпело кардинальные изменения, все еще многие авторы и исследователи, а также простые обыватели осознают, что культура выступает в качестве важнейшего ресурса социального и экономического развития. Тем не менее, проблема сохранения культурного наследия является наиболее актуальной и очень болезненной в последнее время.
Культура испокон веков была направлена на то, чтобы объединять людей, интегрировать их на основе единых норм, образцов поведения, традиций и обычаев. По сути, культуры и ее элементы обеспечивают целостность общества. Но, при объединении одних групп, она неумолимо вела к противопоставлении другим группам, тем самым разъединяя более широкие сообщества и человеческие общности. Отсюда и возникновение ряда культурных конфликтов, которые выявили еще одну функцию культуры – дезинтегрирующую.
В принципе, мы можем с уверенностью заявлять о том, что культура определяет те рамки, в которых человек не только может действовать, но и должен. Она регулирует его поведение в различных сферах: в образовательной, трудовой, экономической, социальной, политической и, конечно же, в культурной. Нарушение ее норм и правил ведет к появлению санкций, которые установлены в обществе и поддерживаются как силой общественного мнения, так и формами принуждения со стороны государства. Таким образом, ее функция заключается еще и в регулировании (регулятивная функция), которая является основополагающей в достаточно сложной системе.
Ключевые современные исследования в области культуры
Безусловно, в определении роли культуры в жизни человека мы опираемся на исследования знаменитых классиков. Но современная ситуация такова, что нам важно ориентироваться на современные исследования в сфере культуры, поскольку они оказывают влияние на культурную индустрию как западных стран, так и на культурную индустрию России.
Одно из исследований, на которое стоит обратить внимание – это аналитическое исследование по заказу Европейской комиссии. Исполнитель – KEA. Цель исследования заключается в обзоре традиционных механизмов для дальнейшего сбора данных. Именно результаты данного исследования позволили получить более глубокие представления о том, каковы на сегодняшний день социальные и экономические ценности различных секторов Европы, в особенности культурного и креативного секторов.
Наиболее актуальным является исследование, которое отразилось в так называемом «Отчете о региональных исследованиях в сфере культурной политики и направлений развития Культуры в странах Восточного Партнерства». Отчет был представлен региональным бюро мониторинга и наращивания потенциала Программы Восточного Партнерства в области культуры. Был проведен подробный и детальный анализ проблем, которые существуют в современной культурной сфере, а также представлены возможности по реализации ряда проектов по решению вышеобозначенных проблем. В анализ также включена оценка ключевых потребностей, которые присутствуют в национальной политике, а также анализ законодательного поля каждой страны-участницы (Армении, Азербайджана, Грузии, Беларуси, Республики Молдова и Украины).
Место культуры в общей социальной системе
Культура представляется исследователям как структурированное образование, и, так как она существует в обществе, то может являться полноправной социальной системой.
По сути, ее основные элементы – это знания, комплекс верований, сфера искусства, мораль, законы и обычаи, традиции, а также иные навыки, которые усваиваются человеком как членом общества.
Помимо этого, структурные элементы культуры различны, так как рассматриваются через разные срезы:
- коммуникативный срез культуры (языки культуры, такие, как вербальный, жестовый, формализованный, графический и образный),
- семантический срез культуры (духовные ценности, смысла, а также обширная знаковая система),
- нормативно-эталонный срез (нормы, культурные образцы, обычаи и традиции);
- информационный срез культуры (представляет собой знания, представления, образы внешнего мира и общую картину мира).
Как система культура может быть нескольких видов:
- Материальная культура – совокупность плодов материального производства, культура воспроизводства человеческого рода, физическая культура и социально-политическая культура;
- Духовная культура – включает в себя познавательную, ценностно-ориентационную и проективную деятельность;
- Художественная культура – особый тип культуры как социальной системы, который является результатом взаимодействия материальных и духовных благ. Она включает в себя преобразовательную, коммуникативную, ценностно-ориентационную и познавательную деятельность. Каждый из видов деятельности предстает в различных формах: в форме художественного произведения, в форме произведения искусства, архитектурного памятника, а также в виде специфического интереса к искусству, изучаемого в рамках различных наук (преимущественно искусствоведческих).
Важную роль в определении культуры как социальной системы играет деятельность субъекта. Это может быть все человечество в целом, деятельность народов и отдельных социальных групп, а также то, что совершает ежедневно конкретный индивид.
В целом, человек может использовать плоды культуры, может создавать их самостоятельно и внедрять в общество, или делать и то, и другое.
Очень важно осознавать, что культура – это все, что создано именно руками человека, и от него будет зависеть, насколько плодотворное влияние будет оказывать его деятельность. Один из принципов – гуманность и бережное отношение к окружающей природе. К сожалению, он не всегда соблюдается, что ведет к снижению уровня природных ресурсов, их обнищание, а это грозит самому человеку и-за его необдуманной, и зачастую из-за неправомерной деятельности.