Конформизм и групповое давление
Конформизм является одним из наиболее часто исследуемых социально-психологических явлений, которое отражает изменения в поведении индивида или его убеждениях, происходящие под влиянием группы, в которой он осуществляет свою жизнедеятельность.
По сути, конформизм был давно признан одним из феноменов групповой динамики, поскольку в его специфике можно выявить изменения в мировоззрении индивида, его мотивации, ценностях и интересах. Они заново выстраиваются в соответствии с теми требованиями, которые выдвигает к нему группа.
Авторы подчеркивают, что иногда интересы группы расходятся с индивидуальными интересами и потребностями личности, но она вынуждена подчиняться большинству, для того, чтобы не быть изгнанной.
Конформизм бывает сразу нескольких видов, каждый из которых отражает его специфические формы и настроения:
- Внешний, публичный конформизм – иначе его еще принято называть уступчивостью. Он отражается в том, что индивид подчиняется мнению большинства в группе, но при этом сохраняет некоторое несогласие с ее позицией, не выражая это открытым путем;
- Одобрение – внутренний личный конформизм. Этот тип конформизма заключается в том, что поведение человека и его убеждения меняются под воздействием группы в результате не только внешнего принятия, но также и внутреннего одобрения, согласия с мнением большинства;
- Нонконформизм – иначе его следует называть негативным конформизмом. Это своего рода реактивное сопротивление групповому давлению. Преимущественно, нонконформизм проявляется в упрямой позиции человека, который не соглашается даже по общепринятым вопросам и стремится отрицать ценности группы, даже если они на самом деле отвечают его требованиям и интересам.
Уровни группового конформизма
Изучением конформизма и конформного поведения занимались известные исследователи, как отечественные, так и зарубежные. Особый вклад в изучение внесли М. Шериф и С. Аш. Благодаря их экспериментам было установлено, что групповой конформизм, также, как и индивидуальная конформность, обладает несколькими уровням:
- Подчинение большинству, которое происходит на уровне восприятия. Таким образом, происходит изменение восприятия испытуемым какого-либо события под воздействием подставной группы. человек может менять свое мнение, даже если убежден, что оно единственно верное, поскольку большинство придерживается другой позиции;
- Подчинение на уровне оценки – испытуемый признает свои оценки ошибочными и присоединяется к мнению той группы, которую он считает ближе себе по интересам, и чье мнение ему кажется наиболее правильным;
- Подчинение испытуемого на уровне действия – осознание того, что группа не права, но при этом открытое согласие с ней и ее мнением из-за того, что испытуемый не хочет вступать с ней в противоречия и, как следствие, в конфликт.
Групповой конформизм в некоторой степени присущ каждому человеку и, конечно же, более широким социальным группам. Тем не менее, степень его проявления напрямую зависит как от ситуативных, так и от личностных факторов. Например, к ситуативным факторам конформности можно отнести сложное задание или отсутствие должного образование (компетентности) по поставленному вопросу, количественный состав группы.
Как известно, конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Если в группе становится больше семи человек, то это не ведет к усилению конформизма. Очень важно учитывать качественный состав группы, эрудированность и интеллектуальные способности каждого члена, его физическую подготовку.
Личностные факторы конформности следующие. Во-первых, это возраст – как показали исследования, конформности подвержены лица до 25 лет. Во-вторых, у женщин конформизм гораздо выше, что указывает на гендерные особенности конформного поведения. Это связано с выполняемыми ими социальными ролями, причем как в обществе, так и в рамках семьи. К тому же, очень важно учитывать статусные различия, стремления и потребности, которые есть у представителей обоих полов. В-третьих, следует учитывать культуру. Степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры гораздо ниже, чем в странах азиатской культуры. Это связано с тем, что жители азиатских стран утверждают ценности коллективизма, связанности каждого члена социальной группы друг с другом.
Отметим также, что на сегодняшний день существует несколько разработанных теорий конформизма, которые играют важную роль в исследовании данного феномена. Во-первых, это информационная теория, которая принадлежит Леону Фестингеру. Она строится на утверждении о том, что невозможно проверить всю поступающую информацию, поэтому приходится зачастую полагаться только на мнение других людей, когда оно разделяется абсолютным большинством. Во-вторых, теория нормативного влияния – основывается она на том, что конформизм напрямую связан с желанием индивида обладать некоторыми преимуществами, которые предоставляет им членство в конкретной группе. Соответственно, чтобы не потерять его, необходимо соглашаться с интересами группы, ее основными постулатами и нормами, а также ценностными ориентациями.
Как мы видим, внимание к групповому конформизму достаточно велико. В современной социологии, а также с теориях социальной психологии авторы утверждают, что конформизм стал новым феноменом, который может отражать особенности развития целых поколений. Сегодня наше поколение стало более конформным: противоречивая ситуация в политической сфере, сложная общественная обстановка не позволяют молодежи быть полностью уверенными в однозначности своего мнения, поэтому они принимают те точки зрения, которые ближе им по духу, даже если они не совсем соответствуют требованиям действительности и вписываются в общественные и моральные нормы. Поэтому сегодня нам трудно высказывать свою позицию, поскольку из-за многообразия подходов она не может до конца оформиться и конкретизироваться.