Характеристика каст
Как и в любой стране, в Индии также присутствовало разделение общества на сословия. Название этих сословий – касты. Разделение произошло довольно много времени назад (несколько тысячелетий), а его пережитки сохранились по сей день. Индусы привыкли считать, что следуя правилам, которые довольно строго закреплены в их кастах, они получают возможность в следующей жизни переродиться и стать представителем более высшей, привилегированной касты.
С самого начала с Индии образовалось четыре основные касты:
- Брахманы;
- Кшатрии;
- Вайшья;
- Шудры.
Разделение произошло по таким критериям, как уровень доходов, уровень жизни, наличие привилегий и доступа к власти, изучение Вед и ведических законов. К тому же, богаты всегда хотели, чтобы их окружали им подобные – такие же грамотные, богатые и известные личности. При этом преуспевающие люди достаточно брезгливо относились к бедным и необразованным категориям населения, считая их «нечистыми», поскольку представители низших каст чаще всего выполняли самую трудную и грязную работу.
Каждая каста обладает своими специфическими характеристиками и особыми правилами поведения и существования. Мировоззрение выстраивается в зависимости от тех идеалов и ценностей, которым преклоняются эти люди.
Брахманы считаются высшей кастой, в которой состоят священники и жрецы, закрепленные за храмами. Их положение было настолько высоким, что нередко превышало даже положение самого правителя, но это было не запрещено правилами, а иногда открывало перед брахманами новые возможности. Сегодня брахманы также занимаются духовным обогащением и развитием народа. Они преподают различные духовные практики, приглядывают за тем, чтобы в храмах сохранялся четкий порядок, работают с детьми в качестве наставников и учителей.
Несмотря на видимую свободу, брахманы также сталкиваются с рядом запретов и ограничений:
- Мужчины-брахманы не имеют права быть занятыми в физическом и ручном труде, но при этом женщины – представительницы данной касты, могут заниматься домашним хозяйством;
- Жениться брахманы могут только на представителях своей же касты. В качестве исключения может быть брак брахмана и представителя другой общины (также брахмана);
- Брахман не имеет права есть ту пищу, которую приготовил человек из другой касты. Скорее всего, брахман решится на голодовку, чем решится на запрещенную пищу. К тому же, некоторым брахманам запрещают есть мясо.
Кшатрии – это воины. Они исполняли обязанности защитников, солдат и охранников господ. Сейчас кшатрии также занимаются военным делом или идут работать в административную сферу.
Вайшья – это каста, которая целиком состоит из рабочего класса. К ней относятся земледельцы, скотоводы и торговцы. Сейчас они также заняты в финансовой и торговой сфере, занимаются хозяйством. Эта каста наиболее щепетильна, если речь идет о приеме пищи: вайшья следят за правильностью приготовления еды и никогда не примутся за осквернение блюд.
Последняя каста – это шудры. Они являются крестьянами, а некоторые попадали в рабство к господам. Шудры всегда занимались самой тяжелой и грязной работой, им запрещалось общаться с представителями высших каст, трогать их или вступать в иные контакты. Шудры имели право жениться даже на разведенных женщинах, что считалось достаточно низким делом.
Роль каст в обществе
Говоря о том, какую роль играют касты в обществе, сложно однозначно прийти к выводу, было ли это значение положительным или резко отрицательным. Несмотря на жесткие правила, которые существовали для представителей каст, именно эта система построила выстроить социальную иерархию, указать каждому человеку его место в обществе.
Конечно, сложность заключалась в том, что представители каст не имели права на социальную мобильность. Причем, мобильность была невозможна на горизонтальном, а также на вертикальном уровнях. Таким образом, судьба человека, родившегося в той или иной касте, была предрешена положением его семьи и ее статусом. Сложная жизнь была не только у представителей низших каст: высшие касты также были очень ограничены по многим аспектам, поэтому их члены не всегда были счастливы своему положению. В особой степени это касалось женщин. С самого раннего возраста девочек воспитывали в жестких условиях и готовили к браку. Они не могли сами выбрать себе жениха, выбор делали только родители. Поэтому в Индии многие браки заключались, и по сей день заключаются, не по любви, а по расчету.
Стать представителем более высокой касты по праву вступления в брак невозможно: для каждой касты существуют свои особые правила, которые запрещают им вступать в отношения с представителями других каст. Например, в высших кастах можно вступать в брак исключительно с представителями своей же касты. Что касается шудров, то они могли жениться на разведенных женщинах, но это являлось попустительством в самой высшей форме.
Тем не менее, кастовая система закрепилась в индийском обществе, а ее признаки и пережитки присутствуют в нем и по сей день. Это позволяет индусам выстраивать свою жизнь, ориентируюясь на многовековые традиции. Есть недостатки: они не могут адаптировать устоявшуюся систему к современным условиям. Поэтому сегодня мы можем заметить, насколько жизнь в Индии разнообразна, и что между высшими и низшими кастами присутствует опасная пропасть. Бороться с ней возможно лишь путем пересмотра отношения к кастовой системе, создание условий, при которых представители низших каст будут иметь возможность сами выбирать свое будущее, свою профессию и варианты развития собственной жизни. Несмотря на то, что сегодня это практически невозможно, необходимо все же изменять именно положение и мировоззрение самих индусов. Это зависит от руководства страны, а также от тех культурно-исторических центров, которые могут повлиять на мировоззрение населения и снизить риски еще большего расслоения. Сегодня же Индия – это одна из самых красивых стран, но ее обратная страна заключается в тотальной бедности индусов и невозможности справиться с этим по причине ограниченности и изоляции низших слоев населения.