Биография К. М. Тахтарева
Константин Михайлович Тахтарев – автор огромного числа работ в области социологии. Он посетил заграницу с образовательной целью, слушал лекции по социальным наукам в Брюссельском университете и был близко знаком с П. Л. Лавровым, Г. В. Плехановым, Г. Де Греефом, Е.В. Де Роберти и М. М. Ковалевским. Именно благодаря их помощи он выбрал социологию в качестве предмета своих научных трудов.
Первый серьезный труд Тахтарева в области социологии вышел в начале ХХ века. В нем, как и в последующих работах, он выступал как сторонник «эволюционного плюрализма» Ковалевского.
Но в 1910 году теоретические симпатии Тахтарева начали трансформироваться, он стал более критически смотреть на старые авторитеты, его новые работы становятся более самостоятельными. В журнале «Современный мир» были опубликованы его социологические очерки «Главнейшие направления в развитии социологии».
Все дальнейшие исследования Тахтарева были посвящены переосмысливанию ведущих вопросов социологической теории на этих предпосылках. В 1911 году Тахтарев стал преподавать социологию, читая общий курс социологии и спецкурс по истории общественных институтов. После революции он несколько лет читал курсы по социологии в Петроградском университете в должности профессора.
Тахтарев считал, что специфика любой социальной науки, включая социологию, определяется двояко – посредством ее предмета и ее истории. Изучение и систематизацию современных проблем социологии невозможно представить без предварительного ознакомления с их эволюцией. Поэтому в период 1910-1916 г. он изучал историю социологии.
Тахтарев выделил шесть основных теоретических школ в новейшей социологии в зависимости от их роли в развитии этой дисциплины:
- ранний позитивизм О. Конта;
- социальный дарвинизм;
- органицизм;
- исторический экономизм Маркса;
- психологическое направление;
- статико-социологическая школа А. Кетле, Ф. Ле-Пле и др.
Первые пять школ достаточно подробно описали Ковалевский М.М., Хвостов В.М., Гальперин С.И. и др.
Аскельрод - критик работ Тахтарева, положительными чертами его исследований называл аргументацию в пользу необходимости социологического эксперимента. По Тахтареву, посредством экспериментов, можно добиться желаемой унификации социологической теории и сделать ее связь с общественной практикой страны реальной. Несмотря на ряд бесконечных различий и противоречий в новейших социологических теория, считая, что все толкования могут быть сведены к единому общему пониманию социологии в качестве науки, рассматривающей сложившееся и органически развивающееся сожитие людей, а также необходимые участники всевозможных видов общения.
Все работы Тахтарева в области истории социологии могут быть рассмотрены в качестве подготовительных этюдов, введения к более обширному, систематическому труду, который он издал в 1919 году.
Тахтарев начал изложение своей социологической системы методологическими вопросами. Он считал, что без естествознания невозможно правильное понимание общественной жизни, они объединяются и характером протекания изучаемых вопросов, и характером точных приемов исследования явлений. Это не говорит о превращении социологии в физику, биологию или психологию, а затрагивает методологическое сходство, так как социология должна представлять особую естественную науку, изучающую общественную жизнь, особый класс социальных явлений, таких же естественных, как и любые другие явления мировой жизни.
Социологические взгляды Тахтарева
Тахтарев проявлял много оригинальности в вопросах расслоения общества и его строения. Он писал, что общение неизбежно объединяет людей в каких-то отношениях, чем противопоставляет другим, то есть разъединяет. Оба эти эффекта, по его мнению, подкрепляются фактическим биопсихическим неравенством людей, и на их совместном действии базируется формирование всей групповой дифференциации общества. Социальное различие, антагонизм и борьба противопоставлены сходству, соглашению, солидарности, лежащим в основе любого социального института или учреждения.
Объясняя проблемы структуры общественной жизни, в целом Тахтарев следовал за современными ему американскими социологами. Он выделял группы, стабильные и продолжительно действующие на протяжении долгого времени в рамках одного или даже нескольких видов социальных структур, а также временные, переходящие группы. Особое внимание он уделял роли каждой группы, которая, по его мнению, зависела от состава людей – их качества и количества, степени организованности, набора групповых материальных средств и символов, способов действия, имеющихся в распоряжении групп.
Особым типом он считал группы, оказывающие воздействие на общественную власть, хотя бы в форме общественного мнения, посредством политических машин или экономической борьбы, то есть классов. При этом он был противником марксистского понимания борьбы классов, противопоставляя ему идею о межклассовом сотрудничестве и солидарности. Иными словами, многочисленные социальные группы и институты и являются социальной структурой общества, то есть частью систем общения.
Тахтарев после революции начал лояльно относиться к Советской власти. Он был увлечен духом перемен, всячески стремился упрочивать академическое положение социологии, доказывая, что ее место - центральное среди всех общественных наук, а ее роль в самой практической общественной жизни – совершенно знаменательна.
Тахтарев в своих новых работах и социологических курсах Петроградского университета наглядно продемонстрировал, что его взгляды не были окончательно сформированы. Он более внимательно начал относиться к марксизму, активно участвовал в организационной и исследовательской жизни научного марксистского общества. Он считал материалистическое понимание истории наиболее научной социологической концепцией, но рассматривал ее однобоко. Трудно сказать, как далеко он мог зайти в своей теоретической эволюции, если бы не умер от тифа в 1925 году.