Зарождение социологии 19 века
Непосредственным предшественником социологии является Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Он исследовал различные типы политических устройств, рассматривал проблемы гражданского общества. Монтескье отказался от уравнивания государства и общества, однако политические характеристики общества представлял, как основные и заслуживающие особого внимания.
В труде «О духе закона» Монтескье доказал, что за многообразием различных обычаев, явлений, событий, привычек и нравов лежат объективные законы, глубокие причины, обусловленные самой природой вещей. Он показал, что все социальные явления можно разделить на типовые группы. Монтескье выделил основные виды законов: законы политического строя, гражданские и уголовные.
Монтескье начал разработку теории общественного договора, которую завершил Жан-Жак Руссо (1712-1778). В своих трудах «Об общественном договоре», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов» Руссо критиковал современное общество. Ж-Ж. Руссо предложил идеальную модель общественного устройства, основанную на «естественном состоянии» дообщественного человека.
Социологические исследования капиталистического общества стимулировал Адам Смит (1723-1790). Главная идея Смита – осмысление общества не столько как государства, сколько как экономической системы. Он настаивал на первостепенной важности исследования экономических взаимосвязей между людьми.
Рождение социологии связывают с именем Огюста Конта (1798-1857). Конт первым поднял вопрос о создании науки об обществе, которую назвал «социальной физикой». Главные идеи Конта заключались в использовании научных методов при изучении общества, практическое применение науки в области социальных реформ.
В 30-х гг. 19 века Конт в своем труде «Курс позитивной философии» впервые упомянул название науки об обществе – социология.
Основные положения трудов О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса
19 век называют «золотым веком» классической социологии:
- формируются новые подходы в изучении социологии: позитивизм О. Конта и Г. Спенсера, марксизм К. Маркса и Ф. Энгельса;
- разрабатываются основы теоретической науки;
- зарождается отраслевое социологическое знание;
- создаются научные направления и школы.
Условно 40-80-е гг. 19 века принято считать первым этапом развития социологии.
У истоков социологии стояли представители политэкономии, социальной философии, математики, эмпирических социальных исследований. Постепенно выделяется понимание общества как системы взаимодействия людей, которые образуют структуры, предопределяющие общественную жизнь, взаимообуславливают друг друга, развиваются и функционируют по объективным законам.
Первые попытки познания объективных законов социологии показали необходимость в особых теориях, новых методах мышления, способах получения социологической информации.
Основные положения теории О. Конта:
- социология должна быть позитивной наукой об обществе, позволяющей проводить эволюционные изменения в обществе, учитывая социальные факторы и интересы всех социальных групп;
- наиболее значимыми для общества являются социальная статика и социальная динамика, входящие в состав социологии;
- в своем развитии общество проходит теологическую, метафизическую и позитивную стадии;
- решающим фактором, определяющим изменения в обществе, является интеллектуальная эволюция.
Герберт Спенсер (1820-1903) расширил обоснование нужности социологии. Он подчеркивал теоретическую, практическую значимость социологии для правителей, законодателей, общества, руководителей локальных социумов.
В «Основании социологии» Спенсер изложил принципы органической теории, которая основывается на уподоблении общества живым биологическим организмам, а также на теории социал-дарвинизма, перемещающей принцип естественного отбора на общество. Спенсер ввел в социологию идеи эволюционизма и изменчивости; признавал полюсами эволюции промышленный и военный тип устройства общества, считал, что эволюция идет по промышленному типу развития; указывал на то, что социальные революции – это болезнь.
Карл Маркс (1818-1883) объяснял общественное развитие как следствие смены формаций, которая происходит в результате воздействия различных социально-политических и экономических факторов (наличие классов, классовая борьба, способ производства). Для Маркса общество – это «продукт взаимодействия людей». При этом взаимодействия могут носить различный характер: быть непосредственными и опосредованными, очными и заочными; отличаться по поводам, причинам, постоянству, мере длительности, зависимости от воли и сознания людей, важности для общества и индивидов.
Общественными отношениями Маркс называл взаимодействия, определяющие содержание общества, его характер, развивающиеся и функционирующие по объективным законам. Он выделял три типа общественных отношений: политические, экономические и духовные. Надстройка общества определяется господствующими в обществе материальными силами (политические, экономические, духовные, нравственные или иные социальные институты). Маркс считал, что общественное развитие является результатом развития классовых сил и экономического процесса, переходит с одного этапа на другой вследствие социальных революций – тотального общественного кризиса, выступающего двигателем истории.
Основные положения трудов М. Вебера и Э. Дюркгейма
Исследования М. Вебера (1864-1920) направлены на поиск основных, исходных элементов, способствующих пониманию закономерностей развития общества.
Центральное положение теории Вебера – выделение социального действия как элементарной частицы поведения личности в обществе. Согласно Веберу, общество – совокупность функционирующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей. На основе кооперации действий отдельных индивидов образуются отдельные ассоциации.
Осмысленное поведение отдельных индивидов позволяет достичь индивидуальных целей. Человек действует в ассоциации с другими индивидами как социальное существо, благодаря чему достигает во взаимодействиях с окружающей средой значительного прогресса. Вебер изучал отношения власти как необходимое условие социального управления и контроля, пронизывающего все социальные структуры. Идеальный механизм поддержания власти по Веберу, бюрократия – предельно рациональный, искусственно созданный, координирующий и контролирующий аппарат управления.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – основатель французской школы социологии. Он стремился к объяснению феноменов общественной жизни с социологических позиций. Дюркгейм считал, что общество – это надиндивидуальное бытие, закономерности развития которого, существование не зависит от действий отдельных индивидов. Люди, объединяясь в группы, подчиняются определенным правилам и нормам, являющихся «общественным сознанием». Общество состоит из отдельных социальных единиц. Деятельность отдельных частей может быть нарушено, и тогда, эти части предстают в виде плохо функционирующей социальной организацией.
Учение Дюркгейма легло в основу структурно-функционального анализа.