Направления интегральной социологии П. А. Сорокина
Интегральная социология Сорокина – это социология, предмет изучения которой – социальные и культурные системы, рассматриваемые в своих структурных и динамических аспектах.
Питирим Сорокин – известный социолог ХХ века, живший и работавший в России и в США. Большое влияние на взгляды Сорокина оказали работы таких социологов, как Г. Спенсер, О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс, Г. Тард, Н.К. Михайловский, Л.И. Петражицкий, М.М. Кавалевский и др. Сам Сорокин называл себя учеником М.М. Ковалевского, так как в последние годы его жизни Сорокин занимал должность его личного секретаря.
Сорокин стремился к созданию интегральной социологии, определению ее предмета и границ. У социолога О. Конта Сорокин позаимствовал мысль о законах функционирования и динамики, а у Г. Зиммеля – идею социологии, рассматриваемой как самостоятельная дисциплина, занимающаяся изучением родовых свойств явлений взаимодействия в социуме. Так им была создана интегральная социология, в которой общество выступало как процесс и результат социального взаимодействия.
Интегральность социологии, по мнению Сорокина, проявляется следующими аспектами:
- интегральная социология обобщает знания, касающееся социокультурных явлений и процессов, имея собственную методологию и отражая своим содержанием открытия, сделанные в других социальных науках;
- интегральная социология занимается изучением всех сфер социокультурного пространства, исследую отдельные их элементы;
- в интегральной социологии учтена масса факторов, объясняющих социальную реальность;
- интегральная социология занимается исследованием статику и динамики жизни социума.
Интегральная социология Питирима Сорокина характеризуется следующими ведущими направлениями работы:
- космосоциологическое направление, которым объясняются социальные явления и процессы посредством географических факторов;
- биосоциологическое направление, в котором общество рассматривается в качестве биологического организма;
- социомеханическое направление, в котором общество предстает в качестве механического агрегата, основами функционирования которого представляются механические законы;
- социопсихологическое направление, обуславливающее социальные процессы и явления состояниями психики людей;
- социокультурное направление, рассматривающее развитие и функционирование общества как процесса «цикличности» иди круговорота разных культур.
Сорокин предпочитал рассматривать подробнее социокультурное направление, так как оно представляет действительную социологию в точном значении понятия.
Социальное взаимодействие
Сорокин объяснял социологию как науку, занимающуюся поведением людей, находящихся в социальном взаимодействии.
По Сорокину социальное взаимодействие – это социальная связь индивидов и социальных групп, имеющая психическую природу.
Социальное взаимодействие выстраивается из следующих компонентов:
- субъекты взаимодействия – индивиды, социальные группы;
- объективированные ценности – предметы материальной культуры;
- ценностные значения и нормы – образцы поведения индивидуального или группового сознания;
- проводники взаимодействия – язык устный и письменный, орудия труда, деньги, произведения искусства и пр.
Сорокин разработал классификацию социального взаимодействия на основании следующих критериев:
Субъект взаимодействия:
- два индивида;
- индивид и социальная группа;
- социальные группы.
Природа проводника:
- механические и тепловые;
- звуковые и светозвуковые.
Сорокин считает, что социальные взаимодействия позволяют объяснить социальные отношения, явления и процессы. Основой социального взаимодействия выступают социальные акты. Социальные акты определены базовыми инстинктами людей – пищевыми, сексуальными, самосохранения, самовыражения, инстинктом собственника).
Сорокиным все социальные акты были разделены на:
- должные – дозволенные – в обществе отмечается эмоционально нейтральная реакция;
- должные – рекомендуемые – в обществе реагируют эмоционально положительно и требуют за них поощрение;
- запрещенные – это преступления, реакция общества на них – эмоционально отрицательная, за эти поступки требуют наказания.
Сорокин занимался изучением различных поступков и поведения людей и пришел к выводу, что одни и те же поступки в обществах разных исторических эпох оценивались по-разному и требовали различных санкций, иногда совершенно противоположных. Сорокин отводил общественным санкциям одну из первостепенных ролей в процессе социализации личности, установления и поддержания внутригрупповой солидарности и социальной борьбы.
Сорокин выдвинул предположение, что понимать причины возникновения социального целого можно только непосредственно учитывая факторы, объединяющие людей в целое общество. К наиболее важным механизмам социальной интеграции выступают следующие факторы:
- биолого-физиологическая социализация состоит из импульсов, инстинктов, потребностей и стимулов. Данный тип социализации подталкивает людей к вступлению во взаимодействие;
- космическо-географическая социализация индивидов состоит из климата и территории, которые выступают как определяющая относительно человеческого взаимодействия внутри общества;
- психологическая социализация состоит из подражания, внушения, эмоционально-интеллектуальных контактов.
Сорокин считал названные факторы в своей совокупности объединяющей силой для всех общественных явлений. Однако в отдельных случаях это приводит к разрушению коллективов. Основа социальной интеграции – единство вокруг норм, группового разума, ценностей, целей, сознания рода и пр.
Иными словами, главным было то, что в Сорокин в своих концепциях говорил о необходимости построения интегрального общества. Он не только описал и обосновал его построение, но и исследовал стратегию, которая этому способствовала. Основой такой стратегии выступает распространение идей об альтруистической любви, которой и были посвящены последние годы его жизни в Гарвардском центре изучения творческого альтруизма.