Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих людей занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.
Сущность понятия «информационное общество»
Для того, чтобы понять, каким образом функционирует информационное общество, необходимо выделить особенности информационного общества. Человечество в настоящий момент времени погружено в информационный океан, поэтому люди вынуждены приспосабливаться к новым условиям жизни в рамках информационного общества.
К трем китам нового общества можно отнести:
- технологии;
- знания;
- информацию.
Информационные ресурсы вытесняют с рынка существующие традиционные ресурсы. Информации становится товаром или объектом купли – продажи. На жизнь общества существенно влияют компьютерные и коммуникационные технологии.
Информационные технологии – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения информации, а также способы осуществления таких процессов и методов.
Человеческое общество прошло три глобальных этапа собственного развития:
- доиндустриальный или аграрный этап;
- индустриальный этап;
- постиндустриальный этап.
Доиндустриальный этап характеризовался тем, что основой существования общества является сельское хозяйство. Производственный процесс зависим от природного цикла.
На индустриальном этапе основой общества считался капитал и промышленность. Совершенствовались орудия труда, что снижало зависимость производственных циклов от природных условий.
Постиндустриальный этап базировался на капитале и промышленности. Орудиями производства стали наука и технологии. Становление информационного общества невозможно без революционных преобразований и эволюции потребностей человека от базовых до высших.
Выделяется четыре информационные революции:
- изобретение письменности, когда появилась возможность хранить и фиксировать информацию, передавая ее через поколения;
- книгопечатанье, при котором информация стала намного доступнее, легче копировалась и сохранялась. Это позволило потребностям людей приобрести информационную направленность;
- изобретение электричества, которое стало огромным техническим прорывом, поскольку на службу людям пришли совершенно новые средства передачи колоссальных объемов информации (появились радио, телеграф, телефон);
- появление микропроцессорных технологий, при которых возникли компьютеры, открывающие колоссальные возможности для реализации потребностей людей.
Фундаментальным ресурсом индустриального общества являлось владение капиталом. При этом постиндустриальная реальность меняет акценты: ценностными ресурсами становятся знания, средства коммуникации и средства воспроизводства знаний, а также возможность приспособления к новым рабочим реалиям.
На постиндустриальном этапе общественного развития обучение и многогранное совершенствование человека становится самой прочной инвестицией. Поэтому для человека актуализируются потребности в инновационных знаниях.
В индустриальном обществе объем производимых товаров пропорционален объему имеющихся материальных ресурсов для их производства. В информационном обществе товаром выступают информация и знания - продукты нематериального характера, поэтому для их воспроизводства нужны внушительные интеллектуальные ресурсы.
Информационное общество и потребности
Чтобы комфортно существовать в новом, информационном обществе, добиваться успеха, стать конкурентоспособным человек неизбежно меняет собственные потребности.
Потребности – это вид функциональной или психологической нужды либо нехватки какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества.
Целью любой деятельности является удовлетворение потребностей. Во время вышеописанного развития человечества происходила эволюция потребностей личности. Если в первобытном обществе человек глубоко ощущал собственную связь с природой и возможность слитностью с соплеменниками. Но при этом у первобытного человека начинается формирование современной структурой потребностей, которая отличается от структуры потребностей животных.
В целом можно сделать вывод о том, что феномен «потребность» обобщает нужды людей, их стремления, притязания, которые требуют постоянного удовлетворения.
Потребности личности и ее другие стимулы их появления формируются под влиянием социального положения, под воздействием всего образа жизни, духовной общественной культуры и социальной психологии разнообразных общественных групп.
Современному человеку, живущему в 21 веке необходимо организовывать собственный труд таким образом, чтобы удовлетворять финансовые потребности и моральные нужды. Но при этом даже в информационном обществе нельзя забывать об удовлетворении биологических потребностей.
Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.
В информационном обществе на формирование потребностей существенно влияет государство. Фактически оно способно менять средства формирования потребностей. К таким методам воздействия относят воспитательную и пропагандистскую деятельность, разнообразные рекламные мероприятия, которые имеют цель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге.
Тем самым современная потребность человека, живущего в информационном обществе это всегда потребность в многочисленных, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности на оптимальном уровне. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой необходимости.
Обилие информации существенно меняет потребности современного человека.