Групповая динамика
Групповая динамика - это процесс общения и взаимодействия участников определенной группы, который основан на взаимозависимости и взаимном влиянии с целью удовлетворять как свои личные, так и имеющиеся групповые интересы и различные потребности.
Вообще, сама деятельность и жизнь какой-то определенной группы не считается неподвижной. Ведь из-за воздействия внешних и конкретных внутренних причин происходят изменения в группе. Такие изменения могут быть как небольшими, неспособными принести какую-то угрозу для деятельности всей группы, так и существенными, ведущими к дисбалансу и, в конечном итоге, к распаду группы. Последнее происходит, когда группе не удается реорганизоваться (реорганизоваться) и найти какое-то новое состояние, которое будет характеризоваться своим равновесием.
Важно, что обычная жизнь группы, если рассматривать ее именно с динамической точки зрения, выступает в качестве чередования различных состояний равновесия и его нарушение. Практически в любой группе действуют как силы сплоченности, которые противостоят деформации группы, так и силы распада, подталкивающие ее к каким-то определенным необратимым изменениям.
Вообще, сам характер групповой динамики всегда зависит от того эмоционального состояния, которое существует в той или иной группе. На самом деле, каждый член определенной группы обычно узнает от других людей, как именно он влияет на себя, воздействует на жизнь группы и какое влияние он оказывает на других участников. Стоит отметить, что данный опыт очень глубоко и сильно переживается каждым отдельным человеком. Это способствует реальным изменениям в социальном поведении и наилучшему принятию и пониманию всех условий и правил жизни той или иной группы.
Интересно, что работа любой группы часто зависит от того качества и объема взаимного влияния взаимоотношений, которое существует у участников определенной группы. Все дело в том, что нормальные люди могут сформировать невротическую группу, которая не может принимать решения, докопаться до сути, дать своим членам чувство успеха.
Группа - это целое, структура которого определяет поведение ее членов. У каждой группы своя динамика. На особое внимание рабочей группы влияют следующие факторы: мотивация (то, что можно подождать членам группы); структура власти группы (власть и авторитет каких-то конкретных участников группы и ее имеющихся подгрупп); трудности в общении (когда кого-то не понимают); чувство принадлежности (не принадлежности) к группе; идея цели (ясная или неясная) группы; большая ответственность за итоги проделанной работы; свободные действия (важное условие успеха групповой работы).
Присутствующая моральная атмосфера в той или иной группе и определенный способ ее управления должны способствовать успеху группы. Практика управления показывает, что групповые решения лучше, чем индивидуальные, потому что направленная энергия конкретной группы всегда больше, чем энергия одного человека.
Вообще, сам закон социальной группы гласит: в любом по размеру сообществе индивид ведет себя иначе, чем в одиночестве.
Психологические особенности взаимодействия субъектов в группе
Следует отметить, что существует сразу несколько подходов к рассмотрению психологических характеристик взаимодействия всех субъектов определенной группы. Одна такая модель была предложена М. Вудкоком и Д. Фрэнсисом.
Первым этапом развития группы является «притирка». На этом этапе члены группы смотрят друг на друга. Степень личной заинтересованности в работе в этой группе определяется. Все качества личности и различные переживания человека всегда маскируются или скрываются. Практически нет искреннего и заинтересованного общения, обсуждения деятельности, целей и способов работы. Члены группы не заинтересованы в своих коллегах, практически не слушают и не прислушиваются друг к другу. Творческая и вдохновляющая командная работа практически отсутствует.
Второй этап, который выделяют авторы — это «ближний бой». Данный период связан с борьбой и различными переворотами. Это этап, в процессе которого обычно оценивается вклад лидера, когда формируются кланы и группы, а разногласия выражаются более открыто. Положительные и отрицательные стороны всех участников группы становятся все более выраженными. Иногда происходит борьба за лидерство.
Третьим этапом является «экспериментирование». На этом этапе члены группы реализуют свой потенциал, свои возможности, которые обычно увеличивается. А проблема, которая связана с эффективным применением способностей и ресурсов той или иной группы становится все более актуальной. Существует интерес к тому, как можно работать эффективнее и лучше. Здесь все методы деятельности обычно тщательно пересматриваются. У участников группы возникает желание поэкспериментировать.
Интересно, что четвертый этап связан именно с таким фактором, как «эффективность». Здесь любая группа начинает приобретать опыт довольно успешного и правильного решения имеющихся проблем и применения возможных ресурсов. Возникающие проблемы исследуются реалистично и решаются с помощью творческого подхода.
Итак, самым последним, пятым этапом является «зрелость». На этом этапе группа функционирует как коллектив, объединенный вокруг хорошо реализованных всеми реальными общими целями, которые сводятся к индивидуальным целям. Между членами группы существуют тесные связи. Отношения неформальные и психологически комфортные. Любая группа показывает очень хорошие результаты и формирует высокие стандарты и правила для каких-то своих достижений.
Рассмотрим модель динамики, которую предложил психолог И.П. Волков. По его мнению, вся структура эмоциональной динамики должна быть представлена таким образом:
- создание самого первого впечатления у участников той или иной группы;
- сближение в качестве создания и установления той или иной оценки и самооценки, создание рефлексивных взаимоотношений, создание определенного отношения к совместным действиям;
- совместные действия в качестве распределения и принятия каких-то определенных межличностных ролей и формирование статуса в обществе в ходе общения;
- «сцепление» в качестве усиления чувства принадлежности к определенной общности, чувство «мы», создание и установление психологически допустимых и подходящих норм и правил общения, а также добавление и использование различных инструментов взаимного влияния.
Этапы развития группы:
- период ознакомления (обычно это короткий период, даже для международного состава группы);
- этап обсуждения (довольно продолжительный, в течение которого участники конкретной группы хорошо и часто общаются, узнают позиции и мнения друг друга по каким-то важным вопросам);
- фазовая ролевая ориентация (завершается складывание группы в целостную систему с определенными социально-психологическими характеристиками).