Понятие гендерная дискриминация
Гендерная дискриминация на сегодняшний день выступает одной из форм дискриминации, которая выделяется по половому признаку. Прямая гендерная дискриминация имеет место в том случае, когда два человека оказываются в равных условиях, но один из них испытывает неблагоприятное отношение и влияние, нежели другой. Основная причина такого отношения – пол.
Что касается косвенной гендерной дискриминации, то она имеет место в том случае, когда внешние нейтральные факторы ставят одного человека в менее выгодное положение, что другого. Основная причина опять же пол, женщина может получать больше прав или свобод в какой-либо деятельности, или наоборот: мужчина более почитаем и считается «надежным», а женщина выступает в качестве стереотипизированного человека, чье место исключительно в рамках бытовой сферы.
Сегодня гендерная дискриминация – это не просто обыденное явление: его признают настоящим нарушением прав и свобод человека на законодательном уровне. Лишение возможности удовлетворять свои потребности в равной степени с представителями противоположного пола может грозить разбирательствами в суде и несением наказания за подобные действия.
С 60-х годов 20 века вместо термина «гендерная дискриминация» все чаще используют понятие «сексизм». Изначально оно начало употребляться участницами феминистских движений, которые очень распространились в тот период в Соединенных Штатах Америки. Сексизм был образован как термин по аналогии с термином «расизм». но если расизм предполагал под собой дискриминацию по расовому признаку, то сексизм – это дискриминация по признаку пола.
Изначально теории гендерной дискриминации разрабатывались исключительно в рамках феминистского движения, а также как объект ряда гендерных исследований. Но чуть позже понимание сексизма вышло за рамки указанных направлений и получило более широкое распространение в социально-гуманитарном научном знании. Таким образом, в социальных науках под сексизмом принято понимать целый комплекс практик и идеологических направлений, которые поддерживают патриархат (главенствование мужчины в семье), а также в целом мужское господство во всех областях жизни человека. Женщина же – это исторически «хранительница очага», которая должна посвятить себя быту и воспитанию детей, а также обязательно должна быть покорной своему мужу.
Составляющие гендерной дискриминации (сексизма)
Поскольку сексизм – это многоаспектное понятие, то оно включает в себя несколько идеологий, которые выступают в поддержку гендерной дискриминации и определяют ее с различных научных точек зрения. сюда можно отнести биологический эссенциализм, гендерную поляризацию. Также сюда отнесем следующее:
- Андроцентризм;
- «Двойные петли»;
- Гендерные стереотипы.
Эссенциализм (и в частности, биологический эссенциализм) выступает в качестве довольно обыденного представления о том, что гендерные различия могут служить оправданием существующему в обществе гендерному неравенству. Мужчины и женщины отличаются друг от друга по своей природе, и, соответственно, их внутренние установки, ценности и мировоззрения также отличаются друг от друга. В этой связи они не могут быть равны, а также не могу заниматься равной деятельностью. Если же они достигают этого, то их труд не будет оцениваться в равной степени, что и ведет к проявлению гендерной дискриминации.
Гендерная поляризация – это еще одно устойчивое представление в рамках гендерной дискриминации. Оно основывается на том, что мужчина и женщина – это две противоположности, и их отличия друг от друга распространяются практически на каждую сферу жизни. Сюда входит манера поведения, специфика психологического состояния, физического развития (например, в подростковом возрасте девочки растут быстрее, чем мальчики, но затем мужчина может значительно превосходить женщину в данном вопросе). Это все не может сказываться на специфике их профессиональной деятельности. Поэтому сегодня мы можем столкнуться с таким разделением, как «мужские профессии» и «женские профессии».
Андроцентризм – это представление о самом мужчине или о его мужском начале, поведении и действиях как о норме, как о стандарте для поведения любого человека в целом. Все женское и то, что относится к женщинам, наоборот, воспринимается в качестве исключения из правил, а в некоторых случаях еще и как отклонение от общепринятой нормы. Так, андроцентризм способен привнести изменения и структурировать организацию языковых практик, научно-исследовательской сферы, рынка труда, семейных отношений и иных социальных институтов, в которых принимают участие женщины. В большей степени здесь делается акцент на мужской опыт и утверждение о том, что женщина не сможет достичь таких же высот, что представитель мужского пола.
Сексистская идеология в особой степени поддерживается гендерными стереотипами. Они приписывают и мужчинам, и женщинам совершенно противопоставленные качества, которые подчеркивают значительные различия между двумя крупными гендерными группами. Мужчина ассоциируется с силой, доминированием и властью, а женщина – исключительно пассивное существо, которое не имеет право высказывать свою точку зрения.
В данном случае мужчина – это добытчик, а женщина – хранительница домашнего очага и воспитатель для детей. Причем, такой стереотип очень приевшийся, и существует еще с древних времен. Люди по-прежнему поддерживают его и транслируют своим детям, и по этой причине сегодня многих женщинам достаточно непросто добиваться высот и не зависеть от мужчины, поскольку, если такая ситуация складывается, то они в большей степени испытывают осуждение, а не одобрение и поощрение со стороны социума. Таким образом, гендерные стереотипы не просто объясняют традиционные гендерные роли, но и закрепляют их. Общества, в которых они правят, не развиваются в соответствии с развитыми государствами, поскольку такая стереотипизация мешает им выйти на совершенно новый уровень и осознать значимость женского труда.