Ранние годы
Закончил местную иезуитскую школу. В 1860 году получает степень бакалавра искусств. В 1866 году заканчивает изучать юриспруденцию и получает юридическое образование.
С 1896 года является преподавателем в Свободной школе политических наук и в Свободном колледже социальных наук. В 1900 году занимает пост профессора и становиться заведующим кафедрой современной философии в Коллеж де Франс. В этом же году становиться членом Академии нравственных и политических наук.
Основные работы
- «Законы подражания» (социально-коммуникативной деятельности индивидов в форме подражания);
- «Отрывки из истории будущего» (о новом обществе).
- «Социальная логика» (вопросы, касающиеся общественного развития).
Психологическое направление в социологии
Его основная задача заключалась в освобождении социологию как от биологизма, так и оторганицизма. Он проводил аналогию общества с мозгом, клетки которого представляют собой сознание каждого человека. В противоположность Эмилю Дюркгейму считал, что общество является определенным результатом взаимодействия индивидуальных сознаний с помощью передачи людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений и т. д. Исходя из этого убеждения, основной своей целью считал создание такой науки как социальная (коллективная) психология, которая по его мнению должна заниматься изучением взаимодействия индивидуальных сознаний, тем самым будет являться фундаментом социологии, науки об обществе.
По его мнению, социальная психология отличается от индивидуальной психологии. Основное отличие заключается в том, что социальная психология занимается исключительно отношениями нашего собственного "Я" к каким либо другим "Я", а также их взаимными влияниями.
Как считает Габриель Тард, в основе развития общества лежит социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания, то есть в форме имитации. В конечном итоге общество представляет собой подражание. Процесс подражания включает в себя копирование и повторение одними людьми поведения других людей.
Основной задачей социологической науки по Габриелю Тарду является исследование законов подражания, при помощи которых общество, с одной стороны, занимается поддержанием своего существование в качестве целостности, а с другой стороны, формируется по мере того, как в различных областях социальной действительности появляются и распространяются изобретения. Изобретения по Габриелю Тарду являются актом индивидуального творчества. Он считал, что именно они создали язык, хозяйство, правительство, религию и многое другое. Данную задачу социология пытался реализовать с помощью описания формирования религии, языка, экономики, искусства, а также политической жизни общества.
При жизни Габриеля Тарда его идеи и предложенная им от стороны научного сообщества. Это вызвано тем, что в данный период времени социология и психология стремились к разъединению и самоопределению.
На сегодняшний день Габриеля Тарда считают одним из основоположников социальной психологии. Он внес огромный и неоценимый вклад в формирование науки о межличностных отношениях и их механизмах. Помимо этого, Габриель Тард занимался изучением проблем обществ, общественного мнения, психологии толпы, механизмов психологического внушения. Габриель Тард способствовал включению в арсенал социологии эмпирических методов исследования, таких как анализ исторических документов а также статистических данных.