Особенности подросткового возраста
Этот возраст связан с переходом от характерного для детства типа отношений, новому типу взаимодействия между подростком и родителями. Избавление от родительской опеки является универсальной психологической целью подросткового возраста. Период перехода связан с тем, что родительская опека постепенно замещается зависимостью подростка от других институтов социализации (с сохранением эмоциональных связей с родителями и своей семьей). Этот переход создает трудности и для взрослых, и для самого подростка.
Можно назвать такие особенности этого возраста, которые влияют на формирование асоциального поведения подростков. Это повышенная эмоциональность, стремление к самоутверждению среди сверстников, конформное поведение, так называемые «Игры-потасовки».
На подростков в позитивном ключе могут влиять следующие внешние факторы: положительное влияние сверстников, наличие волевой регуляции, появление более устойчивой самооценки, развитие способности к рефлексии, умение сопереживать и сочувствовать окружающим.
Таким образом, подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.
Понятие асоциального поведения
Если нормальное поведение - это такое поведение, которое предполагает адекватное, социально одобряемое поведение с социумом, то асоциальное поведение (или девиантное) - это такое поведение, которое является отклоняющимся от нормы и связано с нарушением связанным с возрастным периодом правил, принятых в обществе в конкретное время в конкретной социокультурной среде.
Такое поведение может проявляться по-разному, но, как правило, связано оно с повышенным уровнем агрессии, излишней демонстративности, отклонении от занятий, суицидальным поведением, бродяжничеством, а также различными превенции - алкоголизм, наркомания, табакокурение, антиестественные сексуальные действия.
Стоит выделить отдельно делинкветное поведение, потому как оно являет собой повторяющиеся асоциальные поступки, которые уже формируются в определенный стереотип поведения и представляют намного большую угрозу для самого человека и общества.
Причины асоциального поведения подростков
Среди факторов, которые влияют на возникновение и развитие асоциального поведения, можно назвать:
- биологические (например, темперамент),
- социальные ( окружение - семья, школа, друзья и т.д.),
- неуверенность в себе, низкая самооценка,
- трудности социального характера, связанные с проблемами в общении,
- отсутствие интереса к жизни, а потому стремление к получению новых впечатлений,
- слабая сила воли и чрезмерная зависимость от окружения,
- различные пережитые насилия или посттравматические синдромы,
- отклонения от норм поведения, которые связаны с травмами или какими-либо заболеваниями,
- неблагополучие в семье или явная наследственность.
Задачи школы по профилактике асоциального поведения подростков
- Мониторинг и выявление семей группы риска.
- Формирование навыков взаимодействия с такими семьями у педагогов.
- Оптимизация психологической помощи детям с школьной дезадаптацией.
- Помощь и поддержка, активация внутренних ресурсов подростков, направление их на позитивное видение мира.
- Создание гуманистической системы воспитания.
- Организация различного рода дополнительных секций, спортивных мероприятий, оформления досуга подростков, оздоровительных мероприятий.
- Профориентация и помощь в трудоустройстве.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Непосредственная работа с семьями групп риска.