Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Неформальные коммуникации в организации

Неформальные коммуникации в организации

Определение 1

Неформальные коммуникации — это социальные отношения и взаимодействия между двумя или несколькими людьми, а также выражение потребности человека в общении; дополнении определенной информации.

Соответственно, неформальные отношения возникают в неформальной подструктуре и ведут к обмену информацией по неформальным каналам связи. Неформальную систему общения часто называют «сарафанное радио», потому что информация там обычно распространяется через какие-то слухи, которые передаются от одного человека другому.

Вообще, социальная среда всех современных организаций считается важнейшим фактором стабильности этой организации, ее развития и успешного функционирования. Коммуникация является неким инструментом, который используют для создания наиболее подходящей и комфортной социальной среды на том или ином предприятии. К тому же, именно коммуникации считаются главным инструментом при управлении общественными отношениями. Обстоятельством, актуализирующим проблемы неформальных человеческих коммуникаций, считается именно необходимость понимания их сущности и способов управленческого влияния на них в разнообразных коммерческих структурах.

Стоит отметить, что все формальные коммуникационные потоки в организациях не способны обеспечивать все формы и виды общения между всеми сотрудниками. А неформальное общение, которое обычно связано с различными слухами и сплетнями, осуществляется только за пределами установленных формальных каналов. Самая главная функция неформальных коммуникаций в той или иной организации заключается в удовлетворении потребностей работников в членстве, в создании и правильном, успешном развитии социальных отношений, а также в обмене информацией, имеющей личный, зачастую неорганизованный характер.

Важно, что неформальное общение иногда может быть связано и с профессиональной деятельностью сотрудников организации. Таким образом, если официальные каналы не могут предоставить сотрудникам исчерпывающую производственную информацию, она обычно пополняется из неформальных источников. Чаще всего такое неформальное общение происходит тогда, когда руководство не предоставляет горизонтальные каналы связи. К тому же, все неформальные каналы часто используются высшим руководством для оценки адекватности официальных сообщений и отчетности или для проведения подготовки той или иной организации к принятию новых решений.

«Неформальные коммуникации в организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Одна из очень важных и существенных характеристик неформальных коммуникаций - это скорость, с которой формальные каналы не могут сравниться. Что касается слухов и сплетен, то их особенность заключается в исключительной избирательности: конфиденциальная информация редко доходит до ушей «случайных» людей.

Неформальные коммуникационные сети есть практически во всех организациях. Они помогают формальной структуре командирования действовать наиболее эффективно. Часто эта форма распространения информации не подлежит какой-либо четкой и точной формализации. Но, в то же время следует учитывать, что данная система способна искажать сведения, она не имеет четкой структуры ответственности и подотчетности.

Следует иметь в виду, что в процессе решения каких-то рабочих задач все неформальные коммуникации часто воспринимаются сотрудниками как наиболее значимые, в отличие от формальных. К тому же, неформальные коммуникации отличаются своей гибкостью, а распространяются они намного быстрее с помощью различных скрытых каналов. Именно поэтому нужно управлять неформальными коммуникациями, предотвращая их распространение только в том случае, если это вредит организации.

Основные характеристики неформальных коммуникаций:

  • их источником может быть кто угодно;
  • их распределение хаотично и, как правило, волнообразно;
  • распространение информации в таком общении происходит намного быстрее, чем по официальным каналам;
  • часто этому общению доверяют больше, чем официальному общению.

Основной функцией неформальных коммуникаций является:

  • в заполнении информационных пробелов, оставленных официальным распространением информации;
  • в предоставлении возможности размышлять о своем опыте и страхах, связанных с тем, что происходит в организации.
Замечание 1

Неформальные коммуникации имеют свои неоспоримые преимущества. Наиболее важным из них является быстрый полный обмен информацией, доступной людям.

Неформальные коммуникации осуществляются в различных формах - вербальной (речевой) и невербальной, осуществляется с помощью жестов, мимики, поз, взглядов, внешнего вида говорящего, выразительного представления информации (с безразличием или враждебностью).

Они основаны на личных и нерегулируемых отношениях. Огромный вклад в исследование неформальных коммуникаций внесли участники школы человеческих отношений Э. Майо, Р. Ретлисбергер, В. Диксон, Д. Макгрегор, Л. Ликерт, К. Аргирис, К. Барнард. Они, во-первых, сразу обратили внимание на тот факт, что общение в организации никогда не ограничивается только какими-то официальными выражениями, сообщениями. Во-вторых, они указали на очень важную роль всей неформальной структуры человеческих отношений в формировании деловых коммуникаций, а также двустороннего характера данного общения. СН. Барнард подчеркнул роль всех неформальных организаций в процессе передачи неформальных сообщений (слухов). Информация этого порядка, как известно, характеризуется большой аудиторией и высокой степенью распространения при относительно низкой достоверности.

В организациях происходит целый этап человеческой жизни, который диктует необходимость полноценного общения на неофициальные темы в офисном пространстве. Официальные темы общения также частично подчиняются законам неформального общения.

Классификация неформальных коммуникаций

Неформальные коммуникации можно классифицировать по следующим признакам:

  • неформальные компоненты общественного мнения (различные слухи, сплетни, истории);
  • фальсификация элементов информационного пространства (неточная информация, ложь, доносы, сплетни);
  • интерпретируемые элементы неформального общения (разнообразные домыслы, догадки);
  • фольклорно-ментальные компоненты неформального общения (мифы, легенды, верования);
  • публичные элементы (публичные обсуждения, переговоры, скандалы);
  • сатирические компоненты человеческого мнения (сатира, ирония, различные афоризмы, шутки, пустые слова, «веселые оскорбления», насмешки);
  • общественное мнение, выраженное в графическом виде (граффити, мультфильмы, мультфильмы).

Неформальные отношения не являются иерархическими, но они могут быть и горизонтальными (в большинстве), и вертикальными (например, дружба между лидером и каким-то обычным работником организации).

Дата последнего обновления статьи: 22.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot