Общая характеристика философской социологии
Философская социология базируется на изначальной целостности социальной мысли человечества. Она универсальна, выступает как средство духовной ориентации личности, ее мировоззрение.
В функциональном проявлении философская социология стремится к выявлению принципиальных возможностей и глубинных истоков человеческой деятельности.
Философская социология исходит из единства и универсальности человечества, верховенства общечеловеческих ценностей, интересов и потребностей, рассматривает жизнь личности и общества как целостный процесс.
Некоторые вопросы социологии и философии тесно переплетаются:
- в основе центральных категорий социологии - «социальные отношения», «общество», «социальный процесс», «социальная связь», «социальная структура» - лежат категории, законы и принципы философии;
- узловые понятия социологии являются конкретизацией и продолжением философских категорий «социальная общность», «социальная система», «социальная организация», «социальное взаимодействие», «социальное неравенство», «социальная структура» и т.д.
Исходный пункт философской социологии – человек. Ставится вопрос о мире человека, его действиях, включенности в социальные процессы и структуры, в социальные институты и общности. Это подразумевает учет норм, правил, ценностей, интересов, потребностей, установок и т.д. Философская социология позволяет получить картину целостного отношения человека к миру.
Философская социология рассматривает смысложизненные проблемы:
- современные интеграционные процессы;
- мир как естественная форма жизни людей;
- общечеловеческие приоритеты;
- политизация и гуманизация общественных отношений;
- глобализация культурных и социально-экономических процессов и др.
Философская социология, выступая средством исторического понимания общественных явлений, является философской методологией познания фактов и данных в социологическом анализе с помощью методов типологии, индукции и т.д.
Идея априорности познания Зиммеля
Истина в истории приводит к общему смыслу все единичное. Из прошлого извлекаются те ценности и значения, которые могут войти в искомую картину.
По отношению к субъективному познанию объективности гарантией «надсубъективности» выступает идея априорности познания (Зиммель):
- Априори социального взаимодействия: каждый индивид принадлежит к определенному социальному кругу на основании своего типа, что позволяет дополнить фрагментарные восприятия.
- Априори эмпирической социальной жизни: человек не полностью принадлежит социуму. Социальная роль касается только тех качеств индивида, которые определяют его общение с другими людьми и предопределяют его деятельность.
- Априори «принципиальной гармонии»: между обществом и индивидом существует принципиальная гармония, ее мера является показателем обобществленности. Каждый человек с присущей ему энергией находит строго определенное свое место в обществе, полностью ему гармонирующее.
Проблема духовной жизни в философской социологии
Действительность – это результат деятельности нашего духа. Духовная жизнь человека может проявляться в определенных формах, в которых происходит актуализация его духовной энергии: в действиях, словах, образах, содержаниях и т.д.
Формообразование выступает как условие элементарных представлений, как материал нашего познания. Каждая форма вещей есть действие познающего духа.
При формообразующей деятельности происходит разделение материала и формы. Внутренние энергии при формировании объединяют в единство множество элементов, материал приобретает форму благодаря тому, что одна часть элементов выделяется и противопоставляется как образующее единство другим элементам.
Только объединение материала создает объективное содержание, обладающее в пространстве реальностью и предстающим определенной формой, и условием элементарных представлений.
Форма является индивидуальностью, она неизменна. В ходе времени происходит постоянная борьба между исторической завершенностью и формальным оцепенением любого содержания культуры. За выявлением чистых, отделенных от содержания форм, происходит их систематизация, упорядочивание, психологическое описание в данном историческом периоде. Форма и материя не могут быть потеряны, разрушение – это распад связи между материалом и формой.