Философия кризиса – это система осознания кризиса, которая проявляется в противоречиях рефлексии, мышления, развития тождества личности самой себе.
Общие сведения
Философия – это форма общественного сознания, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.
Любой этап человеческого развития сопровождался понятиями кризисное мировосприятие и кризисное мироощущение. Это происходит потому, что мировая история насыщена такими событиями, как войны, гибель цивилизации, катастрофы, пророчества политических и религиозных деятелей и пр.
Тема кризиса в философии может рассматриваться как общезначимая и сквозная. Есть основания утверждать, что на фоне весьма обширной и разноплановой проблематики в философии XX века, работы, посвященные социокультурному кризису, составляют определенный пласт исследований.
Весьма трудно найти мыслителя, который не обращал бы собственное внимание на изучение социокультурной ситуации рубежа веков.
К теме кризиса культуры обращались такие мыслители, как:
- Э. Гуссерль;
- М. Хайдеггер;
- О. Шпенглер;
- Х. Ортега – и Гассет;
- Н. Бердяев и др.
Концепция О. Шпенглера
Обращение многих из них, а именно анализ причин, природы, последствий социокультурного кризиса, его влияния на эволюцию мировосприятия позволило существенно развить философию, культурологию, социологию, а также глобалистику.
Центральным понятием в философии кризиса можно назвать кризисное состояние. В самом общем виде его трактуют как нарушение прежнего имеющегося равновесия. Социокультурный кризис говорит об исчерпании возможности саморазвития общества в его данном качестве.
Кризис – это переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации.
Кризис можно трактовать по-разному, но при этом многие философы и социологи сходны в его понимании, как точки изменения сложившейся ситуации в миропонимании и мировосприятии.
В знаменитой работе О. Шпенглера «Закат Европы» определена духовная атмосфера начала века. Автор обращается к теме «конца культуры», кризиса духовности и гибельной роли цивилизации в этом процессе.
Культура – это совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности.
В основе концепции Шпенглера была идея о цикличности независимых культур, каждая из которых может «расцвести» только изолированно от других и «умереть», осуществив все собственные возможности. Такая идея привлекает внимание и современных философов.
Концепция Э. Гуссерля
Что касается концепции Э. Гуссерля, то его трактовку кризиса называют весьма оригинальной. Автор предложил концепцию упадка европейского идеала, кризиса рациональности и европейской науки. Он выпустил статью «Философия как строгая наука», в которой он представил социокультурную характеристику эпохи.
Он считал, что в Европе разрушаются базовые духовные идеалы, формирующие подлинную сущность и основу культуры. Автор также описывал конкретные признаки европейской культуры, среди которых:
- распространение скепсиса и нигилизма;
- утрата веры в традиционные культурные институты.
Гуссерль говорит о том, что глобальный «европейский мир» с науками и изящными искусствами, социальными институтами и ремеслами рождается из «духа философии» и «идеалов разума». При этом становится понятно, что причины кризиса нужно искать внутри искажении природы философии.
Другие концепции философии кризиса
Внимание заслуживает философское эссе мыслителя Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». Глубинную суть кризиса автор видел в системе выдвижения на историческую арену инновационного феномена «человека массы». Философ отмечал, что нивелирование охватывает все вокруг: классовую культуру, половые различия, судьбы личности.
В социальном пространстве формируется господство «среднего человека», что может вернуть цивилизацию к эпохе варварства. Человек массы считает цивилизацию первозданной и первородной. Для такого человека не существует культурных ценностей, поэтому он не намерен их защищать. Отличительной чертой человека массы является вульгарное самодовольство. В целом Ортега, анализируя ситуацию своего времени, приходит к достаточно пессимистическим выводам.
Одним из самых сложных в контексте понимания философии кризиса можно назвать мнение М. Хайдеггера. Он говорил о том, что философия должна заниматься вопросами исключительно индивидуального человеческого бытия. Человек заброшен в этот мир помимо воли, поэтому он постоянно чувствует себя в нем чужим. Автор исходит из единичного человеческого существования, которое отличается комплексом отрицательных эмоций, а именно страхом, озабоченностью, осознанием конца бытия.
Что касается Н. Бердяева, то он высказывал озабоченность по поводу неблагополучной ситуации противостояния природы и человека. Природу он приравнивал к враждебной силе, а человека считал слепым существом, которое не находит лучшего исхода, чем насиловать природу и уничтожать ее.
При этом необходимо неподчинение природы, а ее «регуляция», внесение внутрь природу разума и воли. Н. А. Бердяев также описывает проблему человека, которая находится в центре философского творчества.
Его философию называют «антропологической», поскольку философия насыщена анализом роли техники и научно – технического прогресса и его последствий для общества. Автор дает свои прогнозы и ищет пути выхода из кризисной ситуации.
В противостоянии человек – техника, человек – машина он увидел причины глубочайшего отчуждения человека от природы. Его рассуждения остались недооценёнными, но сегодня имеют глубочайший актуальный смысл, особенно в контексте понимания кризиса и его философии.