Основные понятия
Главное понятие этносоциологии - это этнос. Ключевой вопросом в исследовании этноса - выяснить его суть и характер его возникновения, а также и развития, то есть этногенеза.
Этногенез — процесс генезиса и эволюции этнических общностей, а также формирования современных народов и образованных вместе с формированием государственности наций.
Этнос - сложный социокультурный феномен, который современные исследователи трактуют по-разному. Из-за сложности данного феномена сформировалось множество концепций этноса, которые можно дифференцировать на две основные группы.
Примордиализм
В первой из них, примордиалистской, этнос считается природным образованием, сложившемся исторически (представили Ю. Бромлей и Е. Смит). Этнос возникает, независимо от желаний и воли отдельных индивидов, становящихся потом его членами. Согласно данной концепции этносы формируются в силу объективности и неотвратимости данного процесса, они прямо продолжают развитие как рода, так и племени, в результате чего образовывается нация.
Согласно данной концепции, этнос является устойчивой совокупностью людей, исторически сложившейся на той или иной территории и характеризующейся общими, относительно стабильными особенностями своей культуры, своих языка, быта и психики, а также осознанием идентичностью, когда осознаются единство и отличие от других этносов, что фиксируется в самоназвании. Такие этносоциальные образования, как народность, племя, нация, характеризуются следующими этническими признаками:
- общностью происхождения,
- общей территорией проживания представителей этноса,
- языковым и культурным сходством.
На основе указанных признаков люди осознают свое единство и отличие от других аналогичных образований. Подобным осознанием (этническим самосознанием) характеризуются все этносы, которые этим отличаются от рода, который похож на этнос другими факторами — единством территории, языком и культурой. С иной стороны, этнос является первой этнической общностью, для которой свойственны только вышеназванные факторы, так как род характеризовался еще и кровным родством его всех представителей, чего нет у этноса.
Основой формирования этноса является единство территории, а также экономической жизни, но исторически развиваясь многие этносы утрачивают общую территорию и мигрируют на территории, где проживают другие народы, на которых образовывают этнические группы, при сохранении сохраняют основных признаков своего этноса.
Конструктивизм
В соответствие со второй концепцией образование этносов, хоть и связано с природными процессами, создаются искусственно, в чем участвуют отдельные социальные субъекты, (концепция развивалась Л. Гумилевым, Ф. Геккманном, Е. Геллнером).
В отличие от представителя примордиализма Ю. Бромлея, другой российский ученый Л. Гумилев развивал концепцию, согласно которой этносы конструируются искусственно, а не под воздействием исключительно природных факторов. Он указывал, что источником этногенеза являются желания и воля отдельных индивидов, обладающих харизматичностью, или как выражался он сам, пассионарностью.
Этногенезу, в соответствие с идеями Л. Гумилева, предшествуют консорции и субэтносы. Консорция - это группа людей, объединенных похожей судьбой. К консорциям относятся артели, кружки, секты и тому подобные социальные образвания. Большинство из них ждет распад, однако некоторым свойственно сохранение и превращение в субэтносы. А субэтносы уже, в свою очередь, могут превращаться в этносы, благодаря пассионарным толчкам. Таким благоприятным обстоятельством Гумилев считает так называемый пассионарный толчок, под воздействием которого рождается человек, наделенный огромной энергией и харизматичностью и способный повести за собой других, за счет действий такого пассионария и создается этнос.