Теории К. Маркса
К. Маркс — это немецкий политический деятель, историк, социолог, экономист и философ.
Основой его учения были взгляды Гегеля, которые трансформировались в теорию диалектического материализма.
Он сформировал теорию материалистического понимания истории. Эта теория была основана на принципе естественного и исторического развития социума. К. Маркс считал, что развитие общества имеет единую схему, которая состоит из трех звеньев. Второе звено этой схемы полностью отрицает первое звено, но в то же время отрицается третьим.
Первичное бесклассовое общество сменяет классовое общество, которое очень противоречиво. А классовое общество заменяет бесклассовое высокоразвитое общество. В этом обществе сняты все ограничения. Рычагом общественного развития считается борьба между антагонистическими классами, которая никогда не прекращается.
Важно, что с К. Марксом и Ф. Энгельсом связано формирование исторического материализма. Эти ученые рассматривали социум в качестве системы жизнедеятельности людей. Основными факторами его деятельности и развития являются экономические факторы. Сама природа считается предметом труда. А общество превращает природу в необходимые материальные блага. Религия, сознание, мораль вторичны. Они зависят от экономической жизнедеятельности. Считалось, что вовсе не сознание человека определяет его бытие. Общественные бытие определяется само сознание людей.
Материалистически-экономический подход к социуму был сформирован и развит К. Марксом и его последователями в концепции общественно-экономической формации.
Данная общественная формация в историческом материализме считается:
- типом общественного организма;
- элементом исторического развития людей;
- основой общественно-экономической формации.
Сама общественно-экономическая формация включает в себя:
- надстройку (политическую, юридическую);
- метод общественного производства.
Методом производства материальных благ считается совокупность производительных сил и производственных отношений. Производительными силами являются люди и средства производства. А производственными отношениями являются производство, потребление, распределение и обмен материальных благ. Позже общественные экономические формации стали рассматриваться в качестве социальных организмов общества. Они включали в себя и многие другие части общества: образ жизни, быт, семья.
Материальные силы производства противоречат наличным производственным отношениям на определенном этапе собственного развития. Значит, наступает время социальных революций, в процессе которых происходила смена типов идеологии, старых производственных отношений, форм государства. Никакая общественно-экономическая формация не погибнет, пока не сформируются новые силы производства. К тому же, важно, чтобы еще старые производственные отношения перестали соответствовать силам производства. В этой взаимосвязи человеческое общество ставит перед собой только такие задачи, которые точно соответствуют производительным силам самого общества.
Роль К. Маркса в становлении эмпирической социологии
Когда рассматривают процесс формирования эмпирической социологии, довольно редко упоминают имя К. Маркса. Можно назвать несколько причин такой забывчивости. Одна из причин связана с тем, что эмпирическое исследование, которое задумал К. Маркс, не получилось осуществить.
Хотя множество достижений К. Маркса указывают на то, что он сделал огромный вклад в формирование эмпирической социологии. Например, применение статистических данных в различных вопросах, связанных с капитализмом, капиталом, производством, рабочим классом. Еще одним его достижением является определение понятий, которые нужны для включения их в процесс подготовки и осуществления эмпирических исследований.
К. Маркс всегда стремился к тому, чтобы осуществить глубокое и конкретное исследование различных социальных образований. Особое внимание он уделял именно рабочему классу, который интересовал его намного больше, чем какие-то другие элементы структуры общества. Позже он понял, что существует необходимость в эмпирическом исследовании пролетариата. Об этом говорит сформированная им «Анкета для рабочих».
В процессе дальнейшего развития социологической дисциплины огромный интерес представляла сформированная К. Марксом структура свободного времени. Ученый считал, что свободное время выступает как в качестве досуга, так и времени для осуществления более важной деятельности. Свободное время превращает человека в иного субъекта. И именно в качестве такого субъекта он включается в производственный процесс. Подход К. Маркса подразумевает, что первая составная часть свободного времени — досуг, направленный на восстановление затраченных сил. Та деятельность, которая считается более возвышенной, чем досуг, направлена на развитие личности. А личность может развиваться с помощью общественной деятельности, творческих занятий, физических упражнений, любительского труда.
К. Маркс не считал нужным сортировать такие занятия по их важности для человека. Он считал и досуг, и более возвышенную деятельность одинаково значимыми, которые разнятся только в том, что выполняют разные социальные функции. Досуг осуществляет преимущественно восстановительные функции, направленные на отдых, общение с хорошими знакомыми, семью. А главной функцией возвышенной деятельности считается только развитие человека. Дальнейшее развитие эмпирической социологии смогло доказать то, что структуру свободного времени можно применять в эмпирическом исследовании. Структура, придуманная К. Марксом, способна помогать в получении результатов, которые совпадают с реальной картиной жизни общества.
Смело можно сказать, что К. Маркс внес существенный вклад в становление и развитие эмпирической социологии. Без его трудов она не смогла бы так быстро развиваться.