Экономическое поведение как социальный феномен
Предметом изучения экономической социологии в широком смысле слова является экономическое поведение.
Экономическое поведение – это система социальных действий, которые
- используют экономические ресурсы (ценности), различающиеся по назначению и функциям;
- ориентированы на получение выгоды (прибыли, пользы) от обращения экономических ресурсов.
Систему экономической системы общества реализуют субъекты – хозяйствующие лица. Все субъекты экономической системы:
- отстаивают личные хозяйственные интересы или интересы лиц, кторых они представляют;
- дают субъективную оценку товарам, связанную с объективной расценкой товаров в обществе и выраженную в ценах;
- способны производить расчет и прогнозировать вероятную выгоду;
- действуют с целью получения максимальной выгоды и предупреждения потерь;
- могут ошибаться как в расчетах, так и в действиях.
Экономическое поведение предполагает следующие проявления:
- ценностную направленность;
- личный экономический интерес;
- взаимосвязь личных интересов и экономических благ, на которые ориентированы эти действия;
- определенную степень квалификации субъектов;
- устойчивое стремление экономических субъектов осуществлять действия в пределах приемлемого баланса выгод и издержек;
- относительность рассчитанных экономических действий, неизбежную неточность, связанную с получением прибыли, и обусловленную этим вероятность неправильных действий и ошибок.
Предметом изучения экономической социологии в узком смысле являются:
- модели социального поведения, связанные с объяснением и применением принципа максимизации результатов и минимизации затрат;
- социокультурные институты, позволяющие рационально использовать различные экономические ресурсы (финансовые, организационные, технологические, информационные, личностные и т.д.).
Результатом экономического поведения выступает вознаграждение за действия, направленные на использование и рекомбинацию экономических ресурсов.
Классификация видов экономического поведения
В настоящее время не существует единой классификации разных видов экономического поведения.
Базируясь на совокупности явлений, связанных с производством, обменом, распределением, потреблением различных экономических благ и услуг предложена наиболее простая классификация видов экономического поведения:
- Дистрибутивное, или распределительное поведение. Рынок представляет собой постоянный процесс перераспределения экономических ресурсов по сети обращения и обмена, в котором субъекты данного процесса непрерывно получают и теряют право контроля над экономическими благами. Дистрибутивные модели отражают поведенческие элементы института собственности. К основным моделям распределительного поведения относятся: хозяйственная, функциональная и агентская модель.
- Производственное поведение. Связано с концентрацией, накоплением материальных, интеллектуальных, технологических, организационных ресурсов, их комбинированием и соединением с целью получения благ с установленными потребительскими свойствами и прибыли от их обращения на рынке. Производственное поведение связано с поиском и поддержанием комбинаций «затраты-выпуск», позволяющих максимально увеличить разницу между издержками и доходами, что позволяет оптимизировать прибыль в заданный промежуток времени.
- Потребительское поведение. Обеспечивает получение экономических благ в результате товарного оборота, присвоение их полезных свойств для удовлетворения потребностей человека. В результате потребительского поведения осуществляется поиск потребительских благ на рынке и вне рынка; приобретение, рациональное использование, распределение и хранение потребительских благ; выбор потребительских предпочтений, дозирование потребления во времени; накопление, резервирование, сбережение, трата ликвидных средств; построение потребительских бюджетов.
- Обменное поведение. Обеспечивает передвижение разных экономических благ и услуг на рынке с учетом их ценностных характеристик. В ценах проявляется мера дефицитности товара. Экономический обмен является формой социального обмена, осуществляемого в сфере хозяйственной жизни.