Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дудченко Вячеслав Сергеевич, российский социолог

Биография Вячеслава Сергеевич Дудченко, сфера его исследований

Вячеслав Сергеевич Дудченко является Первым Президентом Национальной Гильдии Профессиональных Консультантов, а также доктором социологических наук. Он родился в 1940 году, умер в 2007 году и был специалистом во многих научно-исследовательских областях. К таким областям необходимо отнести следующие:

  • Стратегический менеджмент в различных сферах человеческой жизни;
  • Организация бизнеса и реинженеринг;
  • Инноватика и инновационные механизмы в научно-исследовательской деятельности (в частности, в социологической науке).
Замечание 1

Весомый вклад Вячеслав Сергеевич внес также в разработку некоторых теоретических положений в рамках менеджмента и маркетинга, развития персонала, организационного развития.

По сути, его называют одним из основателей российской школы организационного консалтинга, автором инновационной методологии и концепции онтосинтеза, которая сыграла значимую роль в научной сфере. Идея онтосинтеза сводится к тому, что индивид или более обширная социальная группа, программируя себя на конкретный манер (определенным образом), может сам создавать реальность, которая будет соответствовать его уникальной программе.

Это значит, что человек в первую очередь ориентирован на собственные интересы и стремления, и его реальность будет наполнена теми предметами, которые будут позволять ему чувствовать себя максимально комфортно. Конечно, при этом важно учитывать также и то, что он ориентирован на других членов общества, ведь с ними он находится в сильном взаимодействии, а с некоторыми людьми вступает во взаимозависимость. Поэтому их ценности и идеалы также по праву становятся частью социальной реальности индивида, которые он адаптирует под свои желания и под возможности в дальнейшем пользоваться ими в любой удобной ситуации.

«Дудченко Вячеслав Сергеевич, российский социолог» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Учителем Вячеслава Сергеевича стал такой известный исследователь, как Г. П. Щедровицкий, которого он считал превосходящим его самого в интеллектуальном смысле. Также Дудченко некоторое время был активным участником методологического кружка Щедровицкого, считал его своим наставником, а в спорах с ним как раз создавал особую инновационную методологию, которая также отразила его специфические разработки и направления жизнедеятельности. Второй учитель Дудченко – это Н.И. Лапин, который признан одним из основателей инноватики в СССР, и чьи труды также сильным образом повлияли на деятельность Дудченко, который рассматривал инновационные механизмы в социологической науке.

Так, Дудченко был в большей степени заинтересован в инновационной сфере, а также рассматривал некоторые механизмы консультационной деятельности в различных областях. Его работы были посвящены различным темам: это и проблематика нарушения этических норм, развитие консультантов и, как следствие, формирование управленческого консультирования, основы инновационного консультирования, поскольку он предполагал, что только инновационные механизмы способны оформить новые подходы к любым видам деятельности.

Онтологизация в работе В.С. Дудченко

Как мы уже отметили ранее, Вячеслав Сергеевич уделял большое внимание онтосинтезу, а также предполагал, что онтологизация является одной из функций онтосинтеза в современном научном знании. В рамках этого он рассматривал несколько значимых понятий и трактовал их с точки зрения направленности собственных идей.

Первый термин – это мыслительная онтологизация. Ее смысл заключается в следующем: человек обладает представлением о многих элементах окружающей его действительности, которые, как правило, представлены в качестве образцов объектов этого мира. Они проецируются сознанием человека в соответствии с его интересами, потребностями, целями и мотивациями в отношении какой-либо деятельности, а также оформляют его как внешние по отношению к сознанию образцы. Если человек не сформировал в сознании некоторые образцы, если он не может представить специфику, механизм и принципы действия, то такие образцы попросту не будут существовать в реальном мире. В этом заключается смысл так называемой мыслительной онтологизации.

Понятие «коммуникативная онтологизация» трактуется Вячеславом Сергеевичем как появление в сознательной жизни человека, принимающего участие в коммуникативной деятельности, общих или совместно созданных образцов, а также последующее оформление такими образцами и фрагментами объектом окружающего мира. Таким образом, образец зарождается вне ореола сознания одного человека, поэтому может отвечать требованиям и интересам сразу нескольких отдельных индивидов. Это крайне важно, ведь повышаются шансы того, что образец станет реальным, появятся его аналоги в окружающей действительности, причем необязательно на одной территории: это может произойти повсеместно, где есть индивиды, поддерживающие подобные идеологические установки.

Важным фактором коммуникативной онтологизации остается то, что объекты и образцы – это результаты совместной деятельности людей, их коммуникации. Если цепочка будет прервана, то есть шанс того, что и образцы заметно трансформируются, что может сказаться на принципах их существования и последующей деятельности. Это играет большое значение, ведь в целом в мире коммуникация – это то, как чем выстраиваются отношения, и то, на основании чего создаются новые предметы и объекты окружающей действительности. Коммуникативная онтологизация может медленно трансформироваться в деятельностную. Ее Дудченко представляет в качестве придания формы, которая закреплена в образцах, и которая должна быть отражена в реальности. Главный объект – это совместная деятельность индивидов, которую они целенаправленно осуществляют для того, чтобы реализовать те образцы, которые существуют на основании коллективного сознания. Главным действующим лицом остается человек, его мотивации к совместной деятельности и возможности в соответствии с теми навыками, которыми он владеет или может овладеть в дальнейшем.

Дата последнего обновления статьи: 04.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot