Детская беспризорность
Детская беспризорность – это крайне негативное социальное явление, при котором происходит отрыв ребенка от семьи, и утрата им постоянного места жительства.
Беспризорность может создавать массу угроз: это и формирование асоциального поведения, и неправильное формирование личности подростков. Условия, в которых живут беспризорники, могут выявлять и укоренять у них социально-негативные навыки, которые в дальнейшем негативно воздействуют на общее состояние ребенка. Основная причина возникновения беспризорности и постоянного роста этого явления является разрушение государственной структуры социализации и адаптации ребенка, системы общественного воспитания детей. Одновременно с этим отсутствует основа для формирования новой структуры социализации и досуга детей. Они оказываются ненужными, не получают должного воспитания, а перед глазами отсутствует пример, который мог бы послужить основой для нормального воспитания личности.
Беспризорность может возникать по ряду причин:
- Сложная социально-экономическая ситуация в регионе, что сказывается на ситуации внутри семьи;
- Безработица;
- Нужда и детская эксплуатация;
- Конфликтная обстановка внутри семьи;
- Асоциальное поведение родителей;
- Жестокое обращение с детьми в семье.
Кризис семей – обстоятельство, которое считается решающим фактором роста детской беспризорности. Растет уровень бедности, ухудшаются условия жизнедеятельности, постепенно разрушаются социальные и нравственные ценности. Воспитательный потенциал семьи становится очень скудным, а в конец концов сводится к нулю. Родители, слишком озабоченные другими проблемами, перестают замечать детей, а дети оказываются предоставлены сами себе. Как итог – они приобщаются к другим социальным группам и субкультурам, социализируются сами по себе, не имея перед глазами примера правильного поведения. Распространенность беспризорности в той или иной степени связывается с социальными явлениями различного уровня и, прежде всего, процессами, которые меняют традиционный уклад жизни многочисленного слоя населения, увеличивают напряженность, повышают уровень дезадаптации. К таким процессам относят урбанизацию, миграцию, войны, революции, периоды широкомасштабных социальных реформ и прочее.
Проблема беспризорности
Беспризорность признается серьезной социально опасной проблемой. Беспризорники требуют к себе особое внимание. Для их социализации нужны не только Центры временной изоляции, реабилитации и социальной адаптации, но и специально организованные приюты. В таком приюте у ребенка появятся возможности не только длительного проживания, но и коррекции своего поведения, а также обучения. К сожалению, количество беспризорников с каждым годом растет, и со стороны государства требуется немало сил и вложений на то, чтобы дети получали комплексную и качественную помощь со стороны специалистов. Однако данная сфера все еще не до конца развита и проработана, поэтому существует немало проблем с тем, чтобы организовать приюты, привлечь к работе в них действительно грамотных специалистов.
Беспризорность влечет за собой очень тяжелые социальные последствия:
- Рост числа правонарушений;
- Алкоголизм;
- Наркомания;
- Проституция;
- Высокий уровень преступности, где правонарушителями являются дети и подростки.
Беспризорные дети, у которых нет никаких средств к существованию, могут подвергаться эксплуатации, в частности криминальной и коммерческой. На неокрепшую психику беспризорника очень легко повлиять, особенно если это ребенок, который нуждается в минимальных средствах к существованию. Поэтому очень часто беспризорники оказываются вовлеченными в криминальные сферы деятельности. Они работают на улице, попрошайничают, работают во вредных условиях, занимаясь воровством, распространением наркотиков и проституцией. Они также могут заниматься и другими видами деятельности, связанными с риском для здоровья, психологического и социального развития.
Основная сложность состоит в том, что ребенок, который рос в таких условиях, воспринимает их как нормальные. Его очень сложно переучить, очень сложно ввести в другую социальную и культурную среду, а также сложно излечить от зависимостей. Как показывает статистика, каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. В ней разрушаются моральные устои и семейные ценности, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Утрата семейных связей может происходить по разным причинам, но основные – конфликтные отношения с членами семьи, которые сопровождаются насилием со стороны взрослого, унижением достоинства ребенка, жестоким обращением с ним. Не следует думать, что детская беспризорность возникает без причины – оно всегда становится следствием безразличного или жестокого обращения со стороны родителей. Дети очень восприимчивы к любым внутрисемейным изменениям и конфликтам, а также они оказываются самой восприимчивой группой, если речь заходит о жестоком обращении.
В некоторых случаях беспризорность – это еще и следствие педагогической беспомощности родителей. Они могут иметь весьма искаженные представления о личных границах ребенка, о том, где заканчивается его самостоятельность и начинается родительский контроль. Безразличие – это не единственная причина беспризорности. Излишний контроль со стороны родителей может побуждать ребенка сбежать из семьи, поскольку регулярно нарушаются его личные границы. Это особенно актуально, если ребенок – подросток, которому хочется больше времени проводить с друзьями и другими людьми, которые могли бы помочь ему узнать иные грани жизни, социализироваться и развивать свои собственные коммуникативные навыки.