Система социального обеспечения в период ВОВ
Великая Отечественная война внесла заметные коррективы в организацию системы социального обеспечения граждан, которая к тому времени была достаточно нестабильной, но, тем не менее, постепенно формировалась и складывалась. В этот период деятельность государства и сопутствующих органов была направлена исключительно на то, чтобы разрешить наиболее значимую и актуальную проблему – обеспечить населения продуктами питания, поскольку в военное время это было практически невозможно, и риск присутствовал повсеместно.
В первые месяцы войны страна была лишена основных плодородных районов, где до войны, по подсчетам специалистов, производилось более 50% от общего объема продукции земледелия и животноводства, что стало основой жизни и выживания граждан. Большое количество продовольствия было предназначено исключительно военнослужащим, поскольку им необходимо было восстанавливать силы и поддерживать жизнедеятельность в боях с врагом.
В годы войны сложилась так называемая карточная система снабжения населения необходимыми продовольственными товарами. Несмотря на то, что в ней были свои недостатки и минусы, она все же позволила обеспечить достаточно устойчивое распределение продуктов питания среди населения таким образом, что армия не оставалась в нужде. Но данная система распространялась далеко не на все население, поэтому все же большинство оставались голодными и без необходимых средств питания.
Поскольку практически ни одну семью война не обошла стороной, то местными органами власти рассматривались возможности выплат специальных пособий или пенсий семьям погибших, а срок рассмотрения дела составлял до трех дней. Кроме таких пособий семьям предоставлялось жилье, льготы при уплате налогов, льготы на обучение детей в учебных заведениях, а также их устройство в детских садах или яслях. Большое внимание государство уделяло социальной помощи, которая предназначалась инвалидам войны. Так, обязательное трудоустройство полагалось инвалидам третьей группы. Также они имеют право получать разного рода материальную или бытовую помощь, а средства выделяются из бюджетов общественных фондов, которые создавались в районах и городах. Сюда же следует отнести деятельность так называемых общественных касс взаимопомощи, которые в основном касались колхозов.
Социальная помощь
Помимо того, что помощь предоставлялась самим военным и фронтовикам, в этой же поддержке и обеспечении нуждались, безусловно, их семьи. Например, правительством было установлено, что семьи фронтовиков имеют право получать новые, благоустроенные квартиры, членам семьи выдавали обувь и одежду, обеспечивали необходимыми продовольственными продуктами. Дети фронтовиков определялись в ясли, а также в детские сады. С членами семьи и самими фронтовиками могли проводить усиленную работу по переквалификации и последующему обучению различным специальностям, а выбор мог быть сделан женами фронтовиков в соответствии с интересами и потребностями. Одной из традиций стало усыновление сирот, которые остались без родителей во времена войны. Так, в некоторых республиках были образованы специальные активы общественности, которые оказывали помощь детям, а в дальнейшем устраивали их в семьи. Например, такой общественный актив был в Узбекистане, и состоял он исключительно из представительниц женского пола.
Детей на воспитание брали и колхозы, а основным условием было то, чтобы ребенок был старше 12 лет. В республиках было развернуто движение, которое полностью нацелилось на эвакуацию детей. Их считали той категорией, которая не могла самостоятельно оказать себе помощь, поэтому такое внимание к сохранению жизни ребенка было повсеместным и никого не удивляло. Несмотря на то, что это движение было развито, на патронирование одного ребенка выделялось лишь 50 рублей в месяц. Помимо этого, дети, которые были младше одного года, имели право на бесплатное питание. Их закрепляли за многочисленными молочными кухнями. Если же кухни не было, то опекуну выдавались другие продукты питания. Самые распространенные – продукты сухим пайком, который был очень распространен во времена войны и среди военнослужащих, и среди гражданских.
Во времена войны было создано два основных фонда:
- Денежный фонд;
- Натуральный фонд.
Их деятельность была направлена на то, чтобы оказать помощь семьям военнослужащих. Фонды эти предоставляли как материальную помощь, то есть в виде выплачиваемых пенсий и пособий, а также нематериальную помощь – консультации, поддержку со стороны специалистов, например, медиков. В сельской местности такие фонды существовали не автономно – основное условие заключалось в том, что они в обязательном порядке передавались в ведение колхозных касс. Все полученные денежные средства, материальные дивиденды, продукты питания и иные услуги становились собственностью комиссий, а также отделов по государственному обеспечению, которые формировались и осуществляли свою деятельность при исполнительных комитетах местных Советов.
Таким образом, во время войны, несмотря на критическую ситуацию, государство по-прежнему продолжало совершенствовать систему социального обеспечения, а также создавать максимально комфортные и эффективные условия как для гражданских лиц, так и для военнослужащих.
Крайне важно было помогать людям, которые оказались в сложной жизненной ситуации и в состоянии, когда практически никто не мог оказать им помощь и поддержку в существующих военных условиях. Угрозу жизни и здоровью своих близких было достаточно сложно пережить, поэтому государству уделялось особое доверие, которое оно обязано было реализовать и оправдать. Не все средства и мероприятия были достаточно эффективны, но, тем не менее, социальное обеспечение и данная сфера продолжала функционировать в соответствии с условиями окружающей действительности.