Сфера образования и социум
Образование сегодня является одной из отраслей социальной сферы, и об этом говорят многие специалисты, которые находят соответствующие характеристики и признаки. К ним следует отнести, во-первых, то, что образовательная среда так же, как и среда социального обеспечения, стремится к тому, чтобы предоставлять некоторые блага населению. Преимущественно, это образовательные услуги, которыми пользуются люди для получения базовых и дополнительных знаний и опыта в различных сферах жизнедеятельности.
Во-вторых, образовательные услуги оказывают влияние не только на тех, кто ими непосредственно пользуется, и кто их получает: также они имеют последствия и для других людей, которые могут не иметь никакого отношения к этим услугам. Это обусловлено тем, что потребление образовательных услуг имеет значительные внешние эффекты.
В- третьих, образовательная деятельность – это один из ключевых объектов систематического применения ценностных и нравственных оценок. Иными словами, мы можем утверждать, что образование оценивается с точки зрения той пользы, которую оно приносит всем людям, использующим эти услуги, или остающимся от них в стороне. При этом, сама польза от образовательных учреждений определяется в разнообразных качественных критериях. Например, специалисты ориентируются на то, чтобы дать более объективную оценку образовательному уровню общества, и в дальнейшем могут также оценить, насколько образовательная среда полезна, и в какой степени они развивается в соответствии со всеми требованиями современности.
Адресатом в образовательной сфере являются люди. Образование же обеспечивает их контакт со знаниями и накопленным опытом, создает такие структуры и системы, где человек поэтапно обогащается накопленным человечеством знаниями и имеет возможность применять их в своей повседневной жизни. К тому же, сегодня стремление получить образование также объясняется тем, что образованный человек открывает для себя гораздо больше возможностей для трудоустройства, создает наиболее действенные условия для того, чтобы реализовывать свой внутренний потенциал. Образовательная система нацелена на повышение образованности населения в целом, а это, в свою очередь, сказывается на функционировании и развитии различных отраслей жизнедеятельности человека.
Одна из таких отраслей – экономическая. Именно она отвечает за то, чтобы человек организовывал свою жизнь в соответствии со своими потребностями, а также имел возможность регулярно удовлетворять их, при этом не нуждаясь в иных жизненно важных элементах. Поэтому грамотность не только в рамках языка, но и экономическая грамотность, которая также достигается в процессе обучения и получения образования, играет очень важную роль в общем благосостоянии граждан в рамках одной страны или сразу нескольких сообществ.
Как мы уже отметили ранее, образование – это один из ключевых объектов ценностных оценок со стороны государства, а также со стороны сообщества. В особой степени мы можем замечать это при исследовании всего набора программных документов, которые описывают этапы развития и специфику становления и формирования образовательной среды. Очень большое внимание все еще уделяется тому, чтобы поставить более качественные цели развития образования и, соответственно, развития граждан:
- Повышение качества образования;
- Доступность образования и разнообразных образовательных услуг абсолютно всем гражданам, независимо от их физического состояния, материального и социального положения;
- Эффективность образования, которая как раз отражается в том, как и каким образом повышается уровень жизни граждан, их грамотность и уровень образованности.
Социальная структура образования
Образование – это одна из значимых областей жизни человека. На каждом этапе он получает новые, усовершенствованные знания, а при осуществлении своей трудовой деятельности нуждается в постоянном переобучении, повышении квалификации и уровня профессионализма.
Образование сегодня выполняет несколько социальных функций, среди которых мы выделим такие, как:
- Восходящее воспроизводство качества образования путем повышения общественного интеллекта. Для этого важно развивать такие обрасти, как наука, научно-исследовательская деятельность, культура и образование в целом;
- Всестороннее развитие человека как гармоничной и творческой личности, которая будет нацелена на то, чтобы постоянно совершенствовать свои знания и навыки и, тем самым, совершенствовать мир вокруг себя;
- Удовлетворение потребностей, которые возникают в случае недостатка навыков и знаний. То есть, удовлетворение общей потребности в образовании;
- Духовно-нравственное воспитание личности;
- Сохранение и развитие основ русского языка, русской литературы, воспитание толерантного отношения к чужим культурам и истории, при этом уважительное отношение и стремление сохранить свою собственную.
Несмотря на то, что исследователями признается социальная значимость образования, есть некоторые аспекты и факты, которые заставляют задуматься о том, в действительности ли образование решает многие проблемы «здесь и сейчас»? Специалисты говорят о том, что образование в большей степени нацелено на долгосрочную перспективу. Это подразумевает, что человек постепенно накапливает свои знания, пробует осуществлять разного рода деятельность, но лишь по прошествии определенного периода времени доводит свою деятельность до совершенства, становясь настоящим экспертом в конкретной обрасти.
Также сегодня многие выступают с критикой современной системы образования, а также критериев оценивания знаний на различных этапах. В связи с этим, складывается также система оценивания результативности образования, его значимости для современности. Таким образом, человек подвергается оценке со стороны специалистов, а государство оценивает деятельность самих специалистов и принимает решения по реформированию и возможным изменениям в общественной системе.