Организационно-правовые формы социального обеспечения граждан
Организация конституционного права на социальное обслуживание граждан реализуется в разнообразных формах, поскольку сегодня мы сталкиваемся с несколькими крупными категориями граждан, которые находятся в зоне риска. Формы следует разграничивать по нескольким значимым признакам:
- Круг лиц, которые нуждаются в социальном обеспечении со стороны государства и в соблюдении их прав и свобод;
- Источники, а также ряд способов, по которым формируются фонды для финансирования граждан и соответствующих мероприятий, по реализации социального обеспечения;
- Виды социального обеспечения, которые применяются в зависимости от того, в какой социальной ситуации находится нуждающийся гражданин или отдельная группа лиц (например, семья);
- Условия, а также размер социального обеспечения, которые также зависят от того, к какой нуждающейся категории относятся граждане;
- Органы, которые предоставляют социальное обеспечения гражданам, фонды.
Учитывая указанные нами признаки, крайне необходимо также выделить некоторые организационные правовые формы, которые определены социальным обеспечением граждан. Во-первых, это государственное обязательное социальное страхование граждан; во-вторых, социальное обеспечение, которое осуществляется за счет прямых ассигнований, которые выделяются со стороны федерального бюджета государства; государственная социальная помощь, оказываемая гражданам в зависимости от тяжести тех условий, в которых они оказались, и в зависимости от той социальной помощи, в которой они нуждаются.
Данные формы созданы для того, чтобы обеспечивать защиту населения от тех социальных рисков, которые сегодня присутствуют в обществе, и которые угрожают жизни человека при условии, что он не может самостоятельно защитить себя от возникающих угроз.
Социальный риск следует определить в качестве предполагаемого события, которое может привести к значительным негативным изменениям как в материальном, так и в социальном положении гражданина.
Также социальный риск может подвергнуть опасности не только одного гражданина, но и отдельные социальные группы и категории граждан, которые впоследствии будут нуждаться в социальном страховании и социальной помощи со стороны государства.
Основанием для организационно-правовых форм является государственное социальное страхование (иными словами, его еще называют обязательным). Сегодня эта форма преобразуется в соответствии с принципами, которые будут соответствовать рыночным отношениям, складывающимся в современном обществе. Обязательному страхованию также подлежат наемные работники и иные лица, их круг определяется в соответствии с законодательством. Что касается государственного социального страхования, то страховыми случаями принято считать отсутствие спроса на труд гражданина, то есть безработица, болезнь, наступление состояния инвалидности, когда индивид не в состоянии самостоятельно обеспечить себя и обслужить себя. Также к страховому случаю необходимо отнести старость индивида, смерть кормильца (весь общий перечень определяется со стороны законодательства).
Формы социального обеспечения
По сути, вся совокупность форм социального обеспечения как раз и является правовыми способами осуществления социального обеспечения. Право на социальное обеспечение выступает в качестве основных прав в социально-экономической сфере жизнедеятельности человека. Они принадлежат ему с самого рождения, и ни один другой гражданин не имеет права отобрать у индивида эти права.
Осуществление права на социальное обеспечение со стороны Конституции организуется в различных формах. Их необходимо группировать и разграничивать по некоторым признакам, о которых мы упомянули в предыдущей части нашей статьи (круг тех, кто нуждается в социальном обеспечении, источники, а также способы формирования фондов, которые в дальнейшем будут нацелены на социальное обеспечение, условия и размеры обеспечения граждан, органы, которые предоставляют обеспечение). С учетом этих признаков, сегодня крайне важно выделить несколько форм социального обеспечения, каждая из которых обладает своими специфическими чертами и характеристиками:
- Государственное (обязательное) социальное страхование граждан и особых случаев;
- Социальное обеспечение, которое производится в соответствии с тем, каковы были прямые ассигнования из федерального бюджета государства;
- Государственная социальная помощь, которая предоставляется гражданам в соответствии с тем, в каких условиях они находятся, и в какой жизненной ситуации они оказались.
Социальное обеспечение назначается и реализуется в нескольких случаях. Во-первых, правительством учитывается величина прожиточного минимума гражданина. Изначально прожиточный минимум устанавливается законодательством. Если доход гражданина ниже данного уровня прожиточного минимума, то следует акцентировать внимание на его нужде в данной социальной помощи и поддержке. Также очень важно учитывать состояние потребительской корзины. Она включает в себя самый минимальный набор тех необходимых продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, которые ежемесячно используются гражданином. Каждый индивид в соответствии со своим доходом должен иметь возможность реализовывать данную потребительскую корзину.
Таким образом, сегодня мы сталкиваемся с разнообразием правовых форм социального обеспечения, каждая из которых закреплена в законодательстве, а также в нормативно-правовых актах. Все эти правовые формы соблюдаются и применяются в зависимости от того, кто и в какой жизненной ситуации оказался, какие условия окружают человека, и есть ли возможность улучшить его положение в соответствии с применением данных форм. Конечно, государство в большей степени берет на себя ответственность за реализацию этих форм, привлекая уполномоченные органы и учреждения.