Управление социальным обеспечением
В юрисдикцию органов социального обеспечения входит одна из важнейших функций – управление данной сферой. Управление выступает в качестве неотъемлемой части осуществления социального обеспечения, и может подразделяться на несколько основных видов:
- Общее управление социальным обеспечением;
- Оперативное управление социальным обеспечением.
Управление выстраивается с учетом основных организационных и правовых форм социального обеспечения граждан. Это и социальное страхование граждан, и социальное обеспечение отдельных категорий, находящихся в зоне риска, а также государственная социальная помощь, осуществляемая в отношении граждан за счет государственного бюджета, ассигнованного в соответствии с законодательством государства.
Общее управление социальным обеспечение осуществляется в России непосредственно Правительством. На нем лежит ответственность за осуществление государственной социальной политики, а также за реализацию конституционных прав граждан в области социальной защиты и социального обеспечения. Эти права распространяются на социальное обеспечение, охрану здоровья и возможность получать качественные бесплатные медицинские услуги. Также государством оказывается содействие в решении социальных проблем, с которыми сталкиваются семьи, матери или дети. Всю ответственность берет на себя Правительство Российской Федерации, которое руководит деятельностью федеральных министерств и контролирует иные федеральные органы исполнительной власти.
Что касается оперативного управления органами социального обеспечения, то здесь ответственность возлагается на органы государственной исполнительной власти, на Министерство труда Российской Федерации, а также на Министерство образования и науки, Министерство обороны и другие органы, а также подведомственные им организации, которые имеют то или иное отношение к реализации социальной государственной политики в нашей стране.
Функции органов социального обеспечения, а также их цели и задачи
Функции оперативного управления социальным обеспечением, в также функции, которые в большей степени сконцентрированы на социальном страховании индивидов, осуществляются в пределах полномочий внебюджетных фондов. Они не являются частью государственной исполнительной власти, к ним относятся:
- Пенсионный Фонд России;
- Фонд Социального Страхования граждан;
- Фонд Обязательного Медицинского Страхования.
Эти фонды осуществляются свою деятельностью в соответствии с целями, которые определены федеральным законодательством. Это и обеспечение прав застрахованных граждан на социальное страхование и выплаты в случае, определенные законодательством как те случаи, при которых граждане имеют право на получение определенных страховых выплат.
Важно акцентировать внимание на том, что Пенсионный Фонд России, а также и иные страховые социальные фонды не входят в систему федеральных органов исполнительной власти, но их правовой статус обладает некоторыми элементами, которыми обладают аналогичные органы социального управления в нашей стране.
Цели и задачи, которые закреплены за Пенсионным Фондом России, во многом определяют его структуру, а также сферу деятельности, в которой он имеет законные полномочия и может осуществлять свою деятельность. Цели его организации и осуществления деятельности заключаются в создании эффективных гарантий со стороны государства в отношении пенсионных выплат и пенсионного обеспечения категорий граждан, которые оказались именно в том случае, который предусмотрен законом. Эти цели возможно достигнуть лишь при реализации некоторых задач. К таким задачам относятся следующие:
- Поддержание стабильного состояния финансовой системы, а также стабильной обеспеченности пенсионного фонда и бюджета нашей страны в целом;
- Обеспечение прав граждан на получение адресной помощи в виде социальных выплат;
- Своевременные финансовые выплаты в виде пенсий, пособий, а также предоставление льгот и субсидий отдельным категориям граждан, которые заявили о своей неспособности самостоятельно удовлетворять первичные потребности;
- Финансирование целевых программ в отношении пенсионеров, лиц с ограниченным возможностями, а также многодетных семей, детей-сирот, матерей-одиночек.
В рамках социального обеспечения немаловажную роль играет правовое регулирование. Основным министерством в данной области является Министерство труда Российской Федерации. Это – федеральный орган исполнительной власти, который реализует функции по выработке и последующей эффективной реализации государственной политики в соответствии с нормативным правовым регулированием таких сфер, как: демография, трудовая сфера, уровень доходов населения, благосостояние, уровень жизни, оплата труда, пенсионное обеспечение граждан, их социальное страхование.
Важно подчеркнуть, что свои функции Министерство труда осуществляет во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, а также сотрудничает с исполнительной властью, которая принадлежит субъектам Российской Федерации.
Что касается органов социального обеспечения, действующих на уровне субъектов Российской Федерации, то они могут носить разнообразные названия – это и министерства, и департаменты, комитеты и управления по социальной защите, отделы, которые ориентируют свою работу на социальное развитие населения страны. Несмотря на различные названия, их функции и роль одинаковая – они нацелены на то, чтобы создать максимально комфортные условия для граждан, поддерживать уровень их доходов, а также осуществлять социальную защиту, социальное обеспечение и социальное страхование тех граждан, которые по тем или иным причинам не могут самостоятельно обеспечить себя необходимыми благами и услугами.