Ранние годы
В период с 1941 по 1947 год является интерном в лицее Луи-Барту. В 1951 году был принят в Высшую нормальную школу.
В 1953 году защищает диплом по Лейбницу. В 1954 году успешно сдает государственный экзамен на право преподавания философии, после чего начинает подготовку диссертации по философии на тему «темпоральные структуры эмоциональной жизни».
В период с 1981 по 2001 год является профессором социологии в Коллеж де Франс. В 1990-е годы играет заметную роль в общественно-политической жизни Франции.
В 1993 году становиться первым социологом, который получает золотую медаль Национального центра научных исследований. Данная медаль является самой престижной французской наградой в области науки.
Научные труды
Является автор тридцати пяти книг и четырёхсот статей. Данные работы довольно высоко ценят в плане теоретических и эмпирических исследований. Но, несмотря на это, его работы подверглись различной критике.
Основные работы
- "Начала" (сборник текстов, связанных с проблемам социологии знания);
- "Практический смысл" (основные вопросы взаимодействия философского и социологического познания);
- "Рынок символической продукции" (отношения между полем ограниченного массового производства).
Бурдьё довольно часто писал совместно с другими социологами. В ходе многолетней проделанной работы им была создана собственная научная школа, которая стала самой крупной во Франции со времен Эмиля Дюргкейма.
Социологическая концепция Бурдье
Является наследником классической социологии и философии. Он совмещал в себе большинство из главных социологических подходов. В социологии Бурдьё следует выделять несколько главных особенностей:
- Стремление преодолеть, применяя основные нововведения, целый ряд существующих дилемм в социальной науке;
- Постоянная разработка совершенно новых идей, независимо от их источника в методологическом плане;
- Культура является системой определенных символов и значений и представляет собой основную роль в сохранении и воспроизводстве социального неравенства;
- Общество является местом жестокой и постоянной борьбы, в ходе которой появляются различия, которые являются содержанием социального бытия. Социальность представляет собой различия, которые в свою очередь приводят к иерархии, которая невозможна без постоянного соперничества, притязаний, случайностей и неизбежностей.
Главной идеей его социологии является социальное пространство, поле, культурный и социальный капитал, габитус. Роль и место агента в данном пространстве предопределяет экономический капитал. Он может являться в самых разных видах, например как культурный, социальный и символический капитал, который обычно называют престижем, репутацией, именем и т.п.
Согласно теории П. Бурдье, общество является не просто структурой, а итогом активных действий «агентов», или «акторов» процесса.
Актор представляет собой субъект с внутренней активностью. Большое количество данных акторов составляют собой массу, или то, чему можно придать форму и чему придается форма.
Вводит понятие габитуса, которое обозначает звено между объективными структурами и агентами.
В него входит совокупность диспозиций, то есть моделей действия и восприятия, которые индивид получает в процессе социализации. Он является посредником в включение агента в социальные отношения. Концепция габитуса оказала огромное влияние на социальные науки современности.