Ранние годы
Получил социологическое образование в университете штата Миссури, где в 1921 году стал бакалавром. В 1922 году защитил магистерскую диссертацию.
В период с 1925 по 1952 год работает в Чикагском университете. Там он занимает место своего учителя Дж. Г. Мида. После окончания работы в Чикагском университете начинает преподавать в Калифорнийском университете в Беркли. С 1955 году занимает пост президента Американской социологической ассоциации.
За период его трудовой деятельности подготовил большое количество социологов, которые и по настоящее время занимаются исследованием поведения различных социальных групп.
Основные работы
- «Общество как символическая интеракция» (возможности символического интеракционизма в изучении общества);
- «Социологические импликации мышления Дж. Г. Мида» (описывается природа человеческого общества);
- «Коллективное поведение» (изучение толпы, панических настроений, революций а также стихийных массовых движений).
Символический интеракционизм
Символический интеракционизм представляет собой основное теоретико-методологическое направление в социологии. В его основе находится оценка социокультурной реальности.
Г. Блумер определил основные положения символического интеракционизма, другими словами, методологические постулаты:
- Каждый человек совершает какие либо действия в отношении «вещей» и на основе значений, которыми они обладают для него;
- Значения вещей возникают в ходе взаимодействия с социальным окружением;
- Данные значения применяются в ходе интерпретации человеком окружающих вещей.
Общество по Блумеру представляет собой цепочку интеракций.
Он выделяет два основных уровня взаимодействия:
- Несимволический;
- Символический.
Они отличались друг от друга темя, что несимволическое взаимодействие присуще живой природы, а символическое - только человеческому обществу. Несимволическое взаимодействие входит в формирование установок. Несимволическое взаимодействие включает в себя виды чувств, которые входят в коллективные и социальные установки.
Установка является определенной ориентацией индивида. Она направленная на то, чтобы действовать каким либо образом в какой либо ситуации. В нее входит два основных аспекта:
- Чувственный (т. е. аффективный);
- Символический (т.е. центральный).
Действия или значения создаются в социальном контексте. Проще говоря, индивид, с помощью принятия роли подстраивает свои действия под действия других. При этом он стремится выяснить, что они делают и что они собираются делать.
Огромное место в своих исследованиях уделил коллективному поведению людей. Он вводит данное понятие для обозначения таких явлений как толпа, социальные явления, мода и многие другие. По его мнению, в основе коллективного поведения находятся общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов.
Коллективное поведение связано с явлением под названием круговая реакция. Она относится к типу взаимного возбуждения, где реакция одного индивида воспроизводит возбуждение другого. Данный процесс приобретает круговую форму. Она является главной формой взаимного возбуждения, присутствующая в спонтанном коллективном поведении.
Таким образом, символический интсракционизм представляет собой не объективный социальный мир, а с большим количеством субъективных социальных «миров».
Формирование значений является основным компонентом в организации действия.