Общие сведения о методе
Биографический метод получил в социологии очень широкое распространение в начале прошлого века. Впервые этот метод был использован двумя исследователями – У. Томасом и Ф. Знанецким. Их исследование было организовано и проведено на основании писем польских эмигрантов. Дополнительные данные были получены из архивов польской эмигрантской газеты.
Ученые посвятили исследование группе польских крестьян, которые эмигрировали из Польши в Северную Америку. Они хотели определить особенности их социальной и культурной адаптации к новым условиям. Эмпирическое исследование сочеталось с теоретическим вкладом ученых в разработку и активное внедрение биографического метода в структуру социологического знания. Ф. Знанецкий пришел к выводу о том, что метод изучения личных документов – это основной метод, который является основополагающим в исследовании адаптации личности, особенно если это личность мигрировавшего человека.
Специфика использования биографического метода в социологии состоит в том, что социолог рассматривает автобиографа в социальном окружении и в социальной среде. Задача социолога состоит в том, чтобы увидеть окружающую социокультурную среду так, как ее мог бы увидеть автор собственной биографии.
Биографический метод позволяет:
- выявить отношение индивида к новой социокультурной среде;
- определить, каким образом элементы социальной среды влияют на формирование части сознания личности индивида.
В этом контексте следует отметить, что влияние, которое оказывают вещи и люди на сознание, во многом зависит не только от того, что эти люди представляют для других и как выглядят в глазах других людей, но и от того, какое практическое отношение мы проявляем к ним самим. В современных условиях биографический метод наиболее широко используется в социальных исследованиях. Предпочтительно его использовать в ситуациях, когда:
- исследователь намерен обращаться к пониманию повседневности людей, поскольку в ней те больше всего проявляют самих себя;
- проблема не сформулирована, имеется лишь туманное и неопределенное представление о том, каким образом эта проблема может быть определена, и как она будет решаться в случае такой необходимости;
- необходимо детальное и глубокое описание проблемы исследования;
- необходимо описывать индивидов, которые находятся в своей естественной среде; иногда описание приходится на индивидов в полевых условиях, которые никак не сформулированы и не спрогнозированы;
- требуется текстовое и очень подробное изложение состояния текущей проблемы, должны привлекаться свидетельства со стороны непосредственных участников этого процесса.
Биографический метод может помочь раскрыть проблему, но для этого требуется очень активная позиция исследователя. Ситуация должна быть раскрыта глазами и словами участников, а роль внешнего эксперта в данном случае второстепенна.
Биографический метод был и остается одним из самых востребованных. Он легко адаптируется под современные условия и требования, позволяя исследователю проникнуть глубоко в суть проблемы, пообщаться с реальными носителями истории и выявить те направления работы, которые ранее не были очевидными. Биографический метод актуален в проведении ряда исследований, которые касаются социальной и культурной идентичности и имеют значение в исторической динамике.
Принципы биографического метода
Биографический метод исследования базируется на нескольких видах данных. Это и официальные документы, и семейные реликвии и артефакты, включая семейный архив, и устные жизнеописания со стороны участников исследования. Также исследователи могут пользоваться результатами опросов интервью, данными наблюдений. Опора на фактический материал необходима для обеспечения валидности и объективности изучения. При биографическом подходе присутствует риск снижения валидности, так как респондент может забыть или субъективно подать информацию, либо перепутать хронологию событий. Вероятна также попытка выставить себя в более выгодном свете при жизнеописании.
У биографического исследования есть свои особенности, которые выражаются в принципах организации и проведения такого исследования:
- Во-первых, биографическое исследование должно давать взгляд на жизнь индивида в целом.
- Во-вторых, исследование обязано учитывать взаимосвязи индивидуальной истории одного человека или отдельной группы лиц с историей целого сообщества.
- В-третьих, биографическое исследование призвано осмысливать и интерпретировать активность индивидов в их повседневной жизни.
Практически ни один метод исследования не делает такой акцент на повседневности, как биографический метод. Человек комфортнее всего чувствует себя в естественной среде обитания, его ничто не ограничивает, он может совершенно спокойно проявлять себя, выбирать, чем ему заняться. Иногда ему даже не нужно заранее готовиться, поскольку он делает все то, чем обычно занимается каждый день. Естественность – один из залогов получения релевантных и честных данных.
Биографический метод исследования бывает нескольких видов. Это устная история, история жизненная и семейная история. Традиционно исследователи также выделяют несколько типов жизненных историй, а именно полные, тематические и отредактированные. Последняя может быть полной или тематической, а может сочетать в себе признаки и свойства обоих типов. В биографическом исследовании анализ информации, её объяснение и интерпретация являются трудной задачей. Стать научным фактом жизнеописание может только в том случае, если ее качественно и профессионально интерпретировать. Сложность в том, что интерпретатор при анализе интервью или должен отойти от стереотипного мышления и адекватно воспринимать материал, который он получает от респондента. В данном случае принципиальным становится точное и корректное донесение всего, что говорит респондент, его размышлений и социального опыта.