Анкетный опрос – это метод сбора первичной социологической информации.
Метод анкетного опроса весьма распространен в социологической практике потому, что вербальная информация, которая получается с его помощью, легче поддается количественной обработке, чем невербальная информация.
Социальная информация – это совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов.
Классификация социологических опросов
Современная прикладная социология классифицирует все опросы по различным основаниям. Согласно критерию взаимосвязи социолога и респондента опросы могут быть:
- анкетными;
- очными (в форме интервью).
По степени формализации опросы могут быть:
- стандартизированными (проводятся по заранее подготовленному плану);
- свободными (проводимыми без плана).
По частоте проведения опросы могут быть:
- одноразовыми;
- многоразовыми.
Вид опроса подбирается в соответствии с целью исследования
Сущность анкетного опроса
Анкетный опрос применяют для выявления различных социологических закономерностей. К его достоинствам относят:
- универсальность или возможность получать информацию в любых отраслях жизнедеятельности и по любому поводу;
- возможность изучения внутреннего мира человека, как части социума;
- высокая степень репрезентативности полученных данных;
- быстрое получение результатов исследования (по сравнению с другими методами, в частности наблюдением).
Анкетный опрос будет более плодотворным, если социолог учтет личностные особенности и социально-психологические характеристики респондентов. Характеристики пола, возраста, профессии, мировоззрения респондента во многом могут определить типичные ответы на вопросы, которые поставлены в анкете.
Правильно сформулированная и сформированная анкета позволяет заключать обоснованные выводы о ценностях социальных групп, выявлять закономерности и сущностные связи между социологическими объектами. Такие анкеты будут часто использоваться в разнообразных социологических исследованиях и дадут возможность в полной мере получать информацию в соответствии с поставленной целью исследования.
Групповое и индивидуальное анкетирование
Что касается группового анкетного опроса, то он выполняется в несколько этапов. Анкеты раздаются для заполнения в специализированной аудитории. При этом, исследователю необходимо обеспечить стопроцентный возврат анкет, а также проследить, чтобы респонденты могли своевременно получить необходимую информацию по заполнению анкет и помощь в трактовке вопросов, если таковая им необходима.
Индивидуальное анкетирование – это метод анкетирования, при котором опрашивается один респондент.
Индивидуальное анкетирование предполагает раздачу анкет каждому респонденту по месту его проживания, работы или учебы. Это несколько более затратно, чем групповое анкетирование, но предполагает более высокую точность результатов исследования.
Индивидуальное анкетирование предполагает определенную процедуру проведения:
- создание оптимальных условий для проведения опроса;
- точное и емкое пояснение техники заполнения анкеты;
- исключение внешних негативных факторов (присутствия посторонних лиц, плохое освещение и другие причины).
Одним из основных условий, которые влияют на получение достоверной социологической информации является наличие качественно составленного вопросника. Вопросник представляет собой документ, в котором составлены и сгруппированы вопросы по теме, а также присутствует место для записи ответов на них.
Вопросник не обязательно должен быть подписан, но в нем могут быть графы для указания возраста и пола респондента.
Респондент – это лицо, принимающее участие в социологическом или другом опросе, анкетировании
Подготовка анкеты начинается с изучения проблемы, объекта, предметы исследования. Обычно в этом документе соблюдается единство вводной, основной и демографической частей. Характерной чертой современных анкет является наличие различных блоков вопросов, которые позволяют однозначно понять ключевой вопрос и детально разработать поставленную проблему.
Экспертный опрос
Особенным видом анкетного опроса является экспертный опрос. К нему социологи прибегают, если необходимо проверить полученную информацию, профессионально ее оценить, детализировать предметы и явления, сопоставить взгляды на ту или иную проблему.
Главной проблемой экспертного опроса становится подбор экспертов, которые смогли бы в полной мере оценить правильность составления анкеты.
Экспертный опрос – это разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы.
При проведении анкетирования необходимо тщательно подготовить вопросы для анкеты, проверить их взаимосвязь и логическую обоснованность. В идеале практически все вопросы анкеты должны состоять в бинарных оппозициях по отношению к друг другу. Это повышает информационную емкость анкеты и упрощает ее последующую обработку. Бинарные оппозиции необходимо проверять еще на этапе подготовки анкеты.
Проведение анкетного опроса также должно быть практически обосновано. Необходимо не просто раздать анкетные листы, но и продумать время ответов на них, возможную длительность работы над одним вопросом, количество респондентов в аудитории и прочие моменты, которые могут повлиять на качество проводимого исследования.
Анкетирование не теряет своей актуальности, поскольку позволяет в короткие сроки исследовать большое количество социальных проблем, которые напрямую влияют на состояние социального пространства и возможность его дальнейшего существования.