Социометрический анализ: что это?
В рамках онлайн-анкетирования наиболее актуальными могут быть сразу два типа анализа исследования: социометрический анализ и категориальный анализ. Для нас особый интерес представляет именно социометрический анализ.
Метод социометрии – это один из методов социологического исследования, который был разработан в 30-40-е годы 20 века американским психологом Джекобом Морено. Социометрия относится к наиболее часто используемым социально-психологическим тестам. Она позволяет измерять межличностные отношения в группе, внутригрупповые связи между ее участниками, а также иерархии, которые складываются в малых социальных группах. То есть, социометрия отражает реально существующую ситуацию и отношения между реальными участниками социальных отношений.
В группах люди выполняют совместную деятельность, объединены определенной целью или разнообразными признаками. Но как исследователи, так и сами участники коллективов отмечают, что они нередко сталкиваются с противоречиями в группе, не могут найти общий язык с некоторыми участниками коллектива, а также выбирают лидера, который может быть как формальным, так и неформальным.
Анализ социометрии позволяет исследователю выявить лидеров группы, ее аутсайдеров, а также особенности взаимоотношений, которые складываются между участниками группы. Социометрия измеряет авторитет формального и неформального лидеров, определяет социально-психологический климат, который сложился в группе, а также ценностные ориентации отдельных участников и самого коллектива.
Очень важно отметить, что социометрическое измерение эффективно лишь в группах с численностью не больше 30 человек, поскольку в группах с большим количеством людей (более 30) нет возможности выявить детальные межличностные отношения, ведь люди могут даже не быть знакомы с некоторыми своими коллегами.
Последовательность действий в социометрическом измерении
Социометрическое измерение – это довольно сложная процедура. В ее основе лежит социометрический опрос, который также организуется в несколько этапов:
- Подготовительный этап – исследователь на данном этапе знакомится с характеристиками изучаемого коллектива. В дальнейшем он определяет то, что именно он хочет получить, какие данные требуются для более детального изучения межличностных отношений. Так определяются ключевые цели и выдвигаются гипотезы исследования;
- На втором этапе исследователь определяет содержание социометрических критериев и их количество, которое позволит получить более конкретные данные. Критерий – это вопрос, который задается участникам группы и предполагает один ответ (ответы, кстати, также могут быть заранее подготовлены, например, в виде противопоставления «симпатия-антипатия», «доверие-недоверие»). Таким образом, члены группы могут дать или положительный, или отрицательный ответ на предлагаемый ему выбор. Ответы предполагают выявить отношение в другим членам группы, обнаружить симпатии или антипатии. Критерий формулируется таким образом, что побуждает участника социометрического измерения отдавать свои предпочтения по какому-либо определенному вопросу в отношении других участников группы;
- Этап проведения опроса – социометрический опрос преимущественно необходимо проводить в тех коллективах, где члены группы взаимодействуют друг с другом в течение продолжительного времени, или же имеют опыт реализации совместной деятельности. В результате деятельности уже возникли какие-либо определенные устойчивые взаимоотношения между членами коллектива;
- Социометрия и матрица – на данном этапе производится обработка социометрической информации и интерпретация полученных данных. На основании ответов участников заполняется социометрическая таблица. В таблице участники отмечают заранее подготовленные критерии, которые относятся к тем или иным членам их группы.
На основе полученных данных разрабатывается социограмма. Она позволяет визуализировать полученные результаты и более наглядно увидеть картину сложившихся внутри группы взаимоотношений.
На основе полученной информации исследователь может выстраивать «рейтинги популярности» или выявлять востребованность тех или иных членов группы. Также определяются позиции участников отношений, выделяются подгруппы, их неформальные лидеры, изгои и люди, которые не имеют высокого рейтинга в группе.
При желании исследователь может использовать методику глубокого анализа, что позволит ему сделать расчеты специальных индексов:
- Индекс социометрического статуса индивида в группе – индивидуальный рейтинг участника группы. Он может быть выдвинут в качестве неформального лидера, который привлекает участников своими идеями и образом мышления, но также он может оказаться изгоем – человеком, который менее всего ценен и желаем в рамках коллектива;
- Индекс групповой сплоченности – насколько ценности и цели отдельного человека соответствуют ценностям и целям всей социальной группы и коллектива, в котором он работает или проживает.
На сегодняшний день социометрическая методика довольно широко применяется для исследований в области психологии, причем не в целом в данной науке, а в ее научных направлениях – социальная психология, психотерапия. Исследователи имеют возможность углубиться во внутренние переживания индивида в отношении его социальной группы, а также переосмыслить его потребности, желания стать лидером или вовсе покинуть группу, симпатию и антипатию в отношении других участников социальной группы. В действительности этот метод может помочь в разрешении многих противоречий и конфликтных ситуаций, которые возникают в коллективе, особенно в том случае, если участники взаимодействуют друг с другом в течение продолжительного времени, но не могут найти пути для разрешения более личных проблем, которые возникают между ними.