Аддиктивное поведение – это поведенческое расстройство, для которого характерно стремление уйти от реальной жизни путем употребления психоактивных веществ.
Направления работы по противодействию развитию наркотической зависимости
Для решения проблемы наркозависимости необходим комплексный, интегративный подход, объединение усилий специалистов различных профилей, профессий, направленностей. Мировой опыт противодействия развитию наркотической зависимости показывает, что такая работа состоит из трех основных взаимозависимых блоков:
- первичная профилактика зависимостей;
- вторичная профилактика – работа с лицами, которые имеют опыт употребления психоактивных веществ, но у которых зависимость еще не сформирована;
- реабилитация зависимых лиц, отказавшихся от употребления психоактивных веществ.
Деятельность по профилактике зависимостей охватывает широкие группы населения. Ввиду того, что дети и молодежь наиболее подвержены вовлечению в зависимость от употребления психоактивных веществ, главным субъектом профилактики аддиктивного поведения являются образовательные учреждения и учреждения по работе с молодежью.
Функции профилактики наркотической зависимости в образовательных учреждениях выполняют классные руководители, учителя-предметники, социальные педагоги и педагоги-психологи.
Первичная профилактика
К превентивной работе социальная работа причастна в незначительной степени. Штатной единицы специалиста по социальной работе в образовательных учреждениях не предусмотрено. Отделы социальной работы могут создаваться в учреждениях профессионального образования, но их задачи зачастую сосредоточены в сфере социального обеспечения студентов. Специалисты по социальной работе участвуют в профилактике аддиктивного поведения в большей степени в рамках деятельности учреждений по работе с молодежью.
Специалист по социальной работе в рамках первичной профилактики наркозависимости решает следующие задачи:
- сбор сведений о ситуации распространения наркозависимости в регионе;
- определение целевой группы;
- характеристика особенностей целевой группы;
- подбор методик профилактики;
- формирование групп, реализация программы, диагностика участников группы.
Вторичная профилактика
Задачи вторичной профилактики решаются образовательными учреждениями, учреждениями молодежной сферы, а также некоторыми учреждениями социальной защиты населения (центрами психолого-педагогической помощи, например). Деятельность социальных работников в рамках этого блока состоит в раннем выявлении фактов употребления наркотических веществ и установлении специального контроля за молодым человеком с целью недопущения развития зависимости от психоактивных веществ, а также недопущения распространения этих веществ среди других детей. Кроме того, социальная работа в рамках этого блока задач заключается в организации индивидуальной помощи такому ребенку и его семье. На данном этапе может возникнуть необходимость в обращении в наркологический диспансер или наркологическую службу по месту жительства либо работающей на коммерческой основе.
Нередко факт употребления психоактивных веществ становится шокирующим для окружения ребенка, подростка, молодого человека. Во многом от реакции окружения зависит дальнейшее развитие ситуации. В некоторых случаях близкие люди своими действиями и поступками закрепляют наркотизацию человека, имеющего опыт употребления психоактивных веществ. Часто родители, узнав о проблемах своего ребенка, испытывают потребность поделиться своими переживаниями, получить совет от человека, имеющего схожий опыт. Значимую социальную помощь в таком случае могут оказать общественные организации, которые объединяют людей, столкнувшихся с проблемой наркозавивисмости близких. И в штат таких организаций входит специалист по социальной работе.
Третичная профилактика
Задачи специалистов по социальной работе в рамках третичной профилактики наркозависимости
Блок задач по реабилитации и адаптации зависимых лиц, отказавшихся от приема психоактивных веществ, называют третичной профилактикой.
Основной целью этого блока является помощь человеку с зависимостью, прошедшему медицинский этап реабилитации. Субъектом реабилитации зависимых от психоактвиных веществ являются учреждения здравоохранения: психоневрологические больницы, наркологические диспансеры, реабилитационные наркологические центры, психосоматические отделения многопрофильных лечебных учреждений. Реабилитационные центры могут быть как государственными, так и коммерческими.
Продолжительность пребывания в таких учреждениях и содержание помощи наркозависимому могут значительно различаться. Так, госпитализация зависимых от психоактивных веществ в психосоматическом отделении многопрофильного лечебного учреждения предполагает предоставление исключительно медицинских услуг (медикаментозное лечение, купирование абсистентного синдрома, снятие острых состояний сопутствующих заболеваний), а пребывание в таком учреждение составляет до 3 недель.
Работа реабилитационного центра включает:
- реализацию психотерапевтических программ,
- ресоциализацию,
- социальную реабилитацию,
- реадаптацию.
Срок пребывания в таком центре может быть до года и дольше. Пациенты в реабилитационных центрах могут находиться в разных режимах: индивидуальном и групповом. При индивидуальном режиме подразумевается посещение центра в индивидуальном порядке в дневное или вечернее время, при групповом пациент находиться в центре целый день. Пациенты участвуют в индивидуальной и групповой психотерапии, занимаются лечебной физкультурой, проходят консультации специалистов.
В штат реабилитационных наркологических центров и наркологических диспансеров входят специалисты по социальной работе. Обязанности специалистов по социальной работе:
- социальная реабилитация пациентов;
- подготовка пациентов к выходу в социальную среду: содействие в трудоустройстве, поиске жилья, поддержка в получении пациентом статуса инвалида, если это необходимо;
- постреабилитационный патронаж;
- консультирование;
- сотрудничество с группами взаимопомощи бывших нарко- и алкоголезависимых.