Молодежь это будущее страны, а от того какой уровень социализации будет у этой молодежи зависит и «радужность» будущего. Задача государства и общества, как социального института государства, состоит в создании необходимых условий для вхождения, роста и развития молодых людей в социуме.
Так на определённом этапе развития государства возникают специализированные структуры, которые должны заниматься всеми делами социума связанными с делами молодежи и осуществлять так называемую «молодежную политику».
Становление социальной политики молодежи
Относительно времени вмешательства государства в процессы связанные с молодым подрастающим поколением, то тут мнения кардинально отличаются. Так одни ученые склонны считать, что впервые подобный опыт мы можем наблюдать в Великобритании в ХVІ веке. Другие же, напротив считают, что попытка государства регулировать взаимоотношения с молодым поколением была предпринята еще в Германии, в частности с появлением в 1839 г. в Пруссии Регулятивной политики относительно труда молодых рабочих на фабриках.
Но откинув теории, которые переходят из крайности в крайность, мы можем смело сказать, что в среднем становление «молодежной политик» в Европе припадает на период 60-70х годов 20 века. Именно в это время многие страны столкнулись с кризисом и неспособностью старых институтов социализации молодёжи, которые уже не могли обеспечить адекватное вхождение молодых людей в общество.
Положение ухудшалось также техническим прорывом и как следствие тотальной модернизацией, что привело в итоге к безработице. На это время как раз припадает становление молодежи как субъектов социальной жизни и закрепление возрастных критериев. Во всех индустриальных странах стал вопрос о вмешательстве государства в социальную сферу с целью помощи молодежи. В результате, уже во второй половине 1980-х - в начале 1990-х гг., у многих стран появился чёткий курс социальной политики в сфере молодежи, а также произошло частичное становление института молодежи. Так по данным ООН уже более 82% государств-членов этой организации разработали рабочую межсекторальную политику, а в 89% стран которые являются членами ООН, были созданы координационные центры, которые занимаются урегулированием вопросов молодежи (такие как министерство, департамент, совет или комитет).
Рисунок 1. Социальная политика молодежи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Должное внимание молодёжной политике отводится и в странах СНГ, которые образовались на территории бывшего Советского Союза.
Реализация государственной молодёжной политики в странах СНГ проходит на довольно высоком уровне, который соответствует не только реальным потребностям молодёжи, а всем требованиям со стороны международного сообщества.
В первую очередь это проявляется в следующем:
- разработка и принятие действенной законодательной и нормативной базы, которая направлена на бесперебойную реализацию социальной политики в сфере молодежи;
- создание структур, которые отвечают за координацию действий в сфере государственной молодежной политики в органах государственной власти;
- старание привлечь саму молодежь, ее общественные организации к осуществлению государственной молодежной политики.
Почти все страны СНГ делают относительно высокие успехи в сфере молодежной политики. Так в большинстве стран уже была создана законодательно-нормативная база, которая регулирует действия органов по делам молодежи, а также органы исполнительной власти в сфере молодежной политики. На протяжении всего периода независимости страны СНГ пытаются проводить четкую государственную политику в вопросах молодежи. Несмотря на все «грехи» СССР именно в нем были заложены основные принципы и были установлены основные институты, которые послужили основой для развития молодёжной политики.
Ведь именно во времена Союза были заложены базовые ценности, которые не могут быть предметом компромиссов или политических торгов при определении путей социального, политического развития молодежи.
Эти базовые ценности впоследствии вылились в сеющие векторы направленности государственной молодёжной политики:
- приоритетным для государства является сосуществование в вопросах поддержки молодёжи и курса государственного развития. То есть государство помогает в сфере социального обеспечения молодёжи и взамен ожидает определённой отдачи, которая будет проявляться в улучшении общего уровня жизни в государстве;
- создание условий для укрепления правовых и материальных гарантий, реализация прав и свобод молодых граждан. Также немаловажным является и предоставления каждому молодому человеку социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке. Также необходимо помнить о помощи, которая направлена на реализацию творческих возможностей индивида, обеспечение его непосредственного участия в процессе внедрения программ и инициатив связанных с вопросами молодежной политики и общества в частности.
Рисунок 2. Социальная политика молодежи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные принципы молодёжной политики
Принцип участия. Разработка, внедрение и реализация молодёжной политики в первую очередь лежит на самой молодежи и ее общественных организациях. Особое место по этому принципу отводится общественным молодежным и детским организациям, в целом организованным структурам молодежного движения. В работе с данными организациями и слоями общества соблюдается принцип субсидиарности.
Принцип субсидиарности – это выделение средств государством на ту или иную сферу общественной жизни не в случайном порядке или в виде меценатства, а постоянное спонсирование определённой сферы, которая обязана обеспечивать улучшение показателей государства в целом.
Принцип равенства и доступности. Суть этого принципа заключается в равном доступе всех молодых людей, которые проживают на территории страны к ресурсам, которые предоставлены для молодёжи. Молодежь имеет право на равный доступ к необходимым программам или услугам независимо от пола, места жительства, социального, культурного или экономического факторов.
Принцип гарантий. Государство обязуется предоставлять молодым людям определенный минимум социальных услуг, который включает в себя: образование; воспитание; духовное и физическое развитие; профессиональную подготовку и трудоустройство.
Дальнейшее развитие человека, его самореализация - это, в первую очередь, результат кропотливой работы самого индивида, его саморазвитие. Государство в данном случае прибегает к системе поощрения разными методами, в том числе кредитованием, системой рациональных льгот, определением и поощрением лучших.
Принцип социальной компенсации. Тут идёт политика государства направленная на предоставление равных возможностей для молодежи, которая является не совсем полноценной (дети из неполных или многодетных семей, сироты, молодежи инвалиды и т.п.). Также государство не перебрало на себя все функции по обеспечению гарантий для молодежи. Так государство активно сотрудничает с негосударственными организациями, в первую очередь молодежными, цель которых создавать и развивать социальную политику государства в сфере молодёжи.
Принцип приоритета. В ходе осуществления молодежной политики стимулируются и поддерживаются, именно те проекты и программы, которые направлены на решение наиболее срочных и болезненных проблем на сегодняшний момент. Как правило, приоритеты в социальной политике в сфере молодёжи расставляются на несколько лет вперёд (на 4-5 лет), а затем следует анализ результатов и выставление новых приоритетов на ближайшее будущее.
Принцип наследственности. Не менее важный принцип, суть которого заключается в том, что государственная политика относительно молодёжи не может менять свой вектор каждый раз, когда меняется власть, на любом уровне. Принятие стратегии развития данной отрасли в социальной жизни государства должно происходить не чаще чем раз в 10-15 лет. А всё потому, что судьба страны не может быть предметом, чьих то политических интересов.
Основные векторы, согласно которым развивается молодежная политика в странах СНГ:
- Создание законодательства, которое относится к государственной молодежной политики Проведение слушаний в Парламенте о положении молодежи и подготовка доклада по этому вопросу Парламенту и Президенту.
- Создание структурных подразделений, которые занимаются проблемами молодежи, в органах государственной власти и управления всех уровней.
- Решение проблем связанных с трудоустройством молодежи.
- Создание социальных служб для молодежи.
- Содействие созданию и деятельности общественных молодежных и детских объединений.
- Реализация целевых комплексных молодежных программ.