Социальная политика города – это политика государства по отношению к формированию жизненного уровня населения города, оказанию социальных услуг, воспроизводству человеческого капитала и развитию социальной инфраструктуры на местном уровне.
Происходящие преобразования в организации бюджетного процесса в городе должны быть направлены на сохранение преемственности и стабильности в управлении народным хозяйственным комплексом города, при этом включая социально-культурный комплекс. Именно с началом экономических преобразований в городе осуществляется централизация почти всех финансовых ресурсов городского бюджета.
Бюджетный процесс в городе
Бюджетный процесс города представляет регламентированную деятельность городской администрации по:
- рассмотрению и составлению;
- исполнению и утверждению бюджета.
Все финансовые ресурсы города включают в себя:
- средства валютных и внебюджетных фондов;
- средства городского бюджета;
- прочие финансовые активы, которые имеет город в соответствии с законом.
Свободный баланс всех финансовых ресурсах, которые собираются и используются на территории города, состоит из таких расходов и доходов:
- внебюджетные государственные социальные фонды;
- фонды финансовых ресурсов муниципальных и административных округов;
- бюджет города.
В последнее время больше трети расходной части бюджета города приходится на учреждения социального и культурного комплекса.
Устойчивое и стабильное финансовое состояние организаций и учреждений социально-культурной сферы выступают одной из главных особенностей проведения реформ в народном хозяйстве. Данная особенность проявляется в развитии и сохранении кадрового и материально-технического потенциала культурного комплекса, при сохранении процессов социального развития со стороны властей города.
В городе постоянно проводится активная инвестиционная политика в социальном комплексе, которая опирается, на стабильные источники доходов, то есть бюджетные поступления.
Финансовая система города
Финансовая система построена на значительной степени концентрации средств бюджета города. Их возврат в административные районы и округа проводится в малых объемах. Всех средств, которые выделяются территориальным органам управления, недостаточно, для того, чтоб успешно выполнить все функции именно по развитию подведомственных территорий.
Наибольшая доля финансовых ресурсов округов расходуется:
- на эксплуатацию жилищного фонда;
- на эксплуатационные расходы по благоустройству;
- на капитальный ремонт жилого фонда.
В больших городах существует дифференциация административно-территориальных округов по показателям расходов по некоторым отраслям социальной сферы.
На первом месте в городе находится по всем показателям расходов - просвещение, а на последнем месте расходы на культуру. Довольно низкие показатели расходов на социальное обеспечение. Самые высокие показатели расходов на здравоохранение.
При ослаблении кризисных явлений и управления экономикой в совершенно новых условиях хозяйствования, в городе возникают объективные возможности децентрализации расходов именно на социальные нужды, которые совпадают по направленности с требованием с бюджетными расходами.
Основные источники поступления средств в городской бюджет
Основными источниками поступления средств являются:
- торговый сбор;
- за нежилые помещения арендная плата;
- доходы от проведенных конкурсов долгосрочной аренды земельных участков;
- торговый сбор с объектов, которые расположены вне территории районов.
Анализ состояния финансирования и развития учреждений социального и культурного комплекса города позволит перейти к рыночной экономике, сопровождающейся объективным сокращением бюджетных расходов на различные нужды культуры и образования, досуга и отдыха.
Самым важным аспектом реформирования культурной сферы останутся рационализация и стабилизация государственного финансирования, а также усиленный контроль, за использованием средств бюджета.
Также к числу экономических проблем относится резкое падение доходов большей части населения, в итоге происходит обострение кризиса. Постепенное ослабление регулирующей роли государства, полное отсутствие эффективной системы регулирования и неразвитость рыночных механизмов социальных процессов происходит в условиях экономического спада. Все это привело к обострению большинства социальных проблем жизнеобеспечения жителей. В их число входит:
- отставание роста денежных доходов населения от роста цен и снижение содержания;
- ухудшение условий труда, которые обусловлены снижением контроля со стороны органов госуправления;
- появление в массовом масштабе скрытой и явной безработицы;
- усиление дифференциации в доходах населения;
- обострение проблем массовой бедности.
Именно социально-экономический кризис привел к распространению бедности. Специфическое распространение нищеты заключается в том, что кроме уязвимых групп – таких как многодетные семьи, инвалиды, лица пенсионного возраста, матери-одиночки, в категорию бедных попадают также и большие группы - уволенные в запас военнослужащие и безработные, категории экономически активного населения, которые могут, трудясь самостоятельно, обеспечить себе нужный уровень благосостояния.
Масштабы бедности характеризуются сильным ухудшением материального положения именно той части населения, которая уже находится за гранью бедности – то есть, когда дети, уже унаследовали бедность от своих родителей и не смогут её преодолеть.
Поэтому происходит существенное ограничение доступности для большинства семей потребления услуг именно отраслей социальной сферы. Происходит снижение рождаемости; мало детей, которые посещают дошкольные учреждения, а связано это с их закрытием, с отказом родителей от многих услуг из-за довольно высокой оплаты.