Этапы формирования социальной политики в рыночных условиях
Этапы современной социальной политики и их развитие непосредственно связаны с переходом на рыночные рельсы мировой экономики и с формированием нового государственного устройства, которое бы обеспечивало потребности населения и выступала гарантом социальной защищенности каждого отдельного гражданина в социуме.
Учитывая все многоплановое разнообразие государственного общества, его управление требует активного государственного вмешательства и вмешательства общественных органов в экономическую, производственно-хозяйственную, политическую и социальные сферы.
Постоянная инфляция, большой дефицит внутреннего гос. бюджета, рост денежных средств в обращении, низкое развитие экономической и политической культур, нарушение межклассовых связей и взаимоотношений между разными соц. группами, резкое снижение объема выпускаемой продукции и ряд других факторов характерны для переходной ситуации становления экономики.
В этом процессе особенно страдают самые низкие слои населения, чьи доходы обеспечивают исключительно минимальный прожиточный уровень. Также к этой категории относятся научные специалисты, учителя, врачи и все слои общества, занимающиеся деятельностью, связанную с умственным трудом, заработная плата которых приближена к черте бедности и является недостаточной для достойного проживания.
Обязательным аспектом государственной экономической программы перехода к капиталистической системе является социальная ориентированность всех экономических субъектов. На правительственном уровне, как в федеральных, так и в региональных органах власти осуществляются ряд мер по формированию новой системы социального обеспечения населения, призванной в значительной мере сгладить неизбежные экономические отрицательные последствия нового политического курса.
Процесс продвижения к мировому рынку не реализуем без создания качественной системы социальной защиты индивидуально для каждого человека таким образом, чтобы права, свободы, соц. блага и другие аспекты социальной жизни учитывались и являлись приоритетом государственной системы.
Данная ситуация показывает необходимость и актуальность проблемы социальной защищенности для разных соц. групп страны. Перед государством стоит задача в создании мощного регулируемого механизма, который бы защищал население от таких социальных факторов и рисков, как инфляция или безработица.
Основы новой социальной политики
К приоритетным целям государственной системы относятся не только создание лучших условий для населения и обеспечение их защиты, но и обеспечение развития института социальных благ и качеств, стимулирование общественной трудовой активности, культурному развитию, политической грамотности, социальной ответственности, совершенствованию нравственных устоев и т.д.
Таким образом задачи социальной политики России можно классифицировать на некоторые положения:
- обеспечение улучшения человеческого капитала;
- обеспечение улучшения условий жизни населения;
- минимизация безработицы, обеспечение рабочими местами;
- создание высококвалифицированных рабочих кадров;
- обеспечение прав и свобод как отдельным группам и организациям в обществе, так и персонально каждому индивидууму;
- обеспечение улучшения демографической ситуации в стране;
- нормализация межклассовых отношений;
- повышение качества трудовой деятельности;
- создания условий для развития бизнеса;
- регулярное обеспечение социальным пакетом услуг нуждающимся;
- социальные выплаты.
Первоочередная цель социальной политики - минимизирование, либо полная ликвидация каких-либо задолженностей по зарплате, социальным выплатам, пособиям, пенсиям и т.д.
Путем формирования социальных стандартов, норм, новых положений и экономических программ, государство акцентирует внимание в первую очередь на низко обеспеченные классы, которые не в состоянии обеспечить свои социальные потребности.
Государственная система подразумевает регулярное увеличение минимальной заработной платы, увеличение различных соц. выплат и пособий, стимулирование пенсий, соблюдение прав и свобод человека, способствование общественной справедливости, гарантирование справедливого распределения денежных доходов, независимо от каких-либо факторов. Однако в условиях современной экономической ситуации в РФ соблюдение всех вышеперечисленных аспектов не представляется возможным на данном этапе социальной политики.
В переходном этапе социального государства и его экономики значительно возрастает роль регионов, так как принцип всеобщей социальной справедливости в первую очередь означает стабилизацию в распределении доходов между регионами по уровню их экономического развития.
На новом этапе необходимо разработать и сформулировать региональные программы занятости населения, обеспечения социальной защиты, поддержки частного бизнеса и квалифицированных рабочих. Наличие таких программ позволит сосредотачивать бюджетные инвестиции на создании приоритетных и наиболее значимых социальных положений.
Региональная и государственная социально-экономическая политика
Региональная социальная политика фокусирует внимание на следующие социальные проблемы:
- выравнивание условий бюджетных формирований и инвестиций на долю социально оправданных расходов;
- поддержка экономических реформ социальной ориентированности для решения региональных проблем;
- адаптация реформ и нововведений путем создания новых положений на локальном уровне, с учетом территориальной особенности региона.
На сегодняшний день регионы вносят значительный вклад на решение различных социальных проблем в России, способствуя стимулированию общей социально-экономической системы. Таким образом, среди общих социальных затрат региональных бюджетов непрерывными темпами растет доля, используемая для материальной и нематериальной поддержки безработных, бездомных, инвалидов и других нуждающихся слоев населения.
Государственное управление подразумевает систему мер, которые будут направлены на борьбу с бедностью и усилению социальной защиты отдельных слоев населения: обеспечение необходимой помощи социально уязвимым группам населения, предоставление необеспеченным семьям субсидий на расходы жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, социальная политика в РФ все еще проходит этап перехода на рыночные рельсы и внедрения экономических субъектов на мировой рынок. Практика развития Европейского союза убедительно говорит о том, что все процессы, протекающие в ключе международной интеграции рынка, либо интеграции всего государства в новые экономические условия, в значительной степени определяются уровнем совместимости социальных ресурсов интегрируемых сторон политики, либо организацией используемых ресурсов на благо всеобщей интеграции (перехода) к новой социально-экономической системе.
Сегодня социальная политика стран Европейского Союза является фактором углубления интеграционных процессов, в том числе и интеграции российского производственного рынка.
Для примера, социальная система в ЕС включает в себя два направления и два уровня рассмотрения: национальный и наднациональный. Социальная политика западноевропейских государств обеспечивает коллективные социальные нужды населения, к основным сферам управления относятся здравоохранения, охрана труда, создание условий труда, защиты окружающей среды, обеспечения образования, обеспечения профессионального обучения и способствованию стабильности и мира в обществе.
Также в ЕС оказывается непосредственная поддержка государством следующищх социальных групп:
- малообеспеченных семей;
- инвалидов;
- лиц с ограниченными возможностями;
- нетрудоспособного населения;
- многодетных семей, и ряд других.
Деятельность общественных институтов ЕвроСоюза на наднациональном уровне продолжает играть роль вторичного органа, способствуя решению ряда вопросов, которые по своим масштабам, актуальности и значимости не соизмеримые с государственными проблемами социальной политики.
Наднациональная социальная политика в ЕС осуществляются не только головными институтами ЕС, такие как Европейский совет, совет, парламент, Комиссия и суд, но и профильными комитетами - экономический и социальный, Комитет регионов, а также специализированными организациями, Постоянный комитет по занятости, структурными фондами, Европейская служба занятости, Система взаимной информации по политике занятости и т. д.
Таким образом, рассматривая структуру устройства социального обеспечения стран ЕС, социальная политика России характеризуется недостатком социальной обеспеченности и целенаправленной политики государства на человека, его нужд, прав и свобод.