За последние несколько десятков лет развитые государства начали активно действовать в направлении оказания помощи и поддержки различного типа лицам, пострадавшим в результате непрогнозируемых, неконтролируемых чрезвычайных событий. Подобные ситуации полностью избежать и нейтрализовать невозможно, поэтому государства берут на себя ответственность максимально содействовать населению в оказании скорой помощи, ликвидации последствий. лечения и компенсации утерянного здоровья и имущества.
Выделяют несколько видов чрезвычайных ситуаций:
- техногенные катастрофы;
- природные и стихийные катаклизмы (наводнения, землетрясения, иные бедствия);
- войны;
- терроризм;
- насилие;
- несчастные случаи;
- особые условия жизни.
Также можно разделить экстремальные ситуации по следующим основаниям: по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по степени внезапности, по масштабу и скорости распространения, по сложности обстановки (например, пожары), тяжести последствий, продолжительности действия, характеру возникновения (умышленные и неумышленные).
Пострадавшим в чрезвычайной ситуации человеком считается лицо, заболевшее, травмированное или раненое в результате поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации, либо понесшее материальные убытки в результате ее возникновения.
Стоит отметить, что опыт переживания экстремальных ситуаций несет не только медицинские, материальные, статусные потери, но также оказывает громадное психологическое воздействие на пострадавшего.
Государство максимально заинтересовано в профилактике, защите и поддержке населения при возникновении экстремальных ситуаций. Для этого были разработаны и приняты нормативно-правовые акты, касающиеся обеспечения безопасности от ЧС. В частности, к ним относят:
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
- Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности».
- Федеральный закон «О пожарной безопасности».
- Федеральный закон «О гражданской обороне».
- Федеральный закон «О противодействии терроризму».
- Федеральный закон «О чрезвычайном положении».
- Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
- Федеральный закон «О государственном материальном резерве».
- Федеральный закон «О радиационной безопасности населения».
Все вышеописанные законы включают в себя широкий спектр всевозможных экстремальных ситуаций и опираются на главный правовой документ государства - Конституцию Российской Федерации.
Государственная социальная помощь лицам, пострадавшим в чрезвычайной ситуации
Граждане, пережившие то или иное экстремальное событие (пожар, теракт, военные действия, насилие, несчастный случай) нуждаются в специализированной помощи и поддержке со стороны окружающих, родных, медиков и государства.
Со стороны государства при экстремальных ситуациях населению оказывается помощь следующими органами:
- МЧС. Оказывает помощь различного вида гражданам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях, в том числе материальную помощь тем, кто потерял жилье вследствие данных событий, психологическую поддержку, гуманитарную помощь.
- Министерство социальной защиты населения. Содействует гражданам, пострадавших вследствие ЧС, в получении материальной поддержки. Оказание социальной помощи в форме предоставления предметов первой необходимости, а также адресной помощи.
Общественные организации. Безвозмездное оказание помощи гражданам, пострадавшим в ЧС, в том числе передачи одежды, предметов первой необходимости и продуктов питания, психологическая помощь пострадавшим, а также предоставление гуманитарной поддержки малоимущим гражданам. К данной группе населения требуется особый подход, соответственно, были сформулированы следующие принципы, лежащие в основе социальной работы с ними:
- социальной защите при ЧС подлежат все лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, иностранные лица и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;
- предупреждением и ликвидацией социальных проблем, связанных с возникновением ЧС, занимаются органы исполнительной власти различных уровней и органы местного самоуправления;
- мероприятия по социальной защите населения должны носить комплексный и согласованный характер.
По уровню реализации социальной работы с гражданами, пострадавшими вследствие экстремальных ситуаций в Российской Федерации выделяют следующие:
- федеральный;
- региональный;
- муниципальный;
- локальный.
При этом федеральные учреждения ответственны за финансирование мероприятий в сфере защиты населения, обеспечение безопасности (пожарной, на водных объектах и т.д.), организация работы по созданию, содержанию и осуществления деятельности аварийно-спасательных служб, а также обеспечение безопасности людей во время стихийных бедствий.
Региональный же уровень занимается предупреждением, ликвидацией последствий ЧС, организацией деятельность аварийно-спасательных служб, оказанием социальной помощи в денежной или натуральной форме в пределах региона или городского округа.
Муниципальный уровень берет на себя ответственность за профилактику экстремальных ситуаций, борьбу с их последствиями, организацию деятельности специальных служб на территории вверенного муниципального районе, а также за обеспечение безопасности граждан во время ЧС.
Локальный уровень имеет те же задачи, но на территории определенного населенного пункта.
Деятельность социального работника в процессе оказания социальной помощи лицам, пострадавшим в чрезвычайной ситуации
Связующим звеном между ведомствами, занимающимися оказанием помощи различного вида, является социальный работник.
При работе с гражданами, пережившими экстремальную ситуацию любого вида, социальными службами реализуются следующие этапы работы:
- Диагностический.
- Выработка плана работы.
- Информационно-просветительская работа.
- Мониторинг деятельность подведомственных служб.
Таким образом, в первую очередь социальный работник определяет проблему, оценивает ее масштабы, причины и количество вовлеченных участников.
Далее, в рамках межведомственного взаимодействия вырабатываются этапы решения поставленной проблемы, устанавливаются конкретные мероприятия по устранению последствий происшествия и нормализации жизнедеятельности пострадавших.
После этого проходит информационно-просветительская работа с населением: определяется уровень знания граждан о проблеме, повышения компетентности в данной сфере, информирование.
На следующем этапе проводится сбор, обобщение и анализ информации и предоставления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений на различных уровнях управления. На основе полученных результатов анализа работы ведомств при необходимости корректируется их работы и план работы.