Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Содержание социальной работы с пострадавшими в экстремальной ситуации

За последние несколько десятков лет развитые государства начали активно действовать в направлении оказания помощи и поддержки различного типа лицам, пострадавшим в результате непрогнозируемых, неконтролируемых чрезвычайных событий. Подобные ситуации полностью избежать и нейтрализовать невозможно, поэтому государства берут на себя ответственность максимально содействовать населению в оказании скорой помощи, ликвидации последствий. лечения и компенсации утерянного здоровья и имущества.

Выделяют несколько видов чрезвычайных ситуаций:

  • техногенные катастрофы;
  • природные и стихийные катаклизмы (наводнения, землетрясения, иные бедствия);
  • войны;
  • терроризм;
  • насилие;
  • несчастные случаи;
  • особые условия жизни.

Также можно разделить экстремальные ситуации по следующим основаниям: по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по степени внезапности, по масштабу и скорости распространения, по сложности обстановки (например, пожары), тяжести последствий, продолжительности действия, характеру возникновения (умышленные и неумышленные).

Определение 1

Пострадавшим в чрезвычайной ситуации человеком считается лицо, заболевшее, травмированное или раненое в результате поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации, либо понесшее материальные убытки в результате ее возникновения.

Замечание 1

Стоит отметить, что опыт переживания экстремальных ситуаций несет не только медицинские, материальные, статусные потери, но также оказывает громадное психологическое воздействие на пострадавшего.

Государство максимально заинтересовано в профилактике, защите и поддержке населения при возникновении экстремальных ситуаций. Для этого были разработаны и приняты нормативно-правовые акты, касающиеся обеспечения безопасности от ЧС. В частности, к ним относят:

  1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  2. Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности».
  3. Федеральный закон «О пожарной безопасности».
  4. Федеральный закон «О гражданской обороне».
  5. Федеральный закон «О противодействии терроризму».
  6. Федеральный закон «О чрезвычайном положении».
  7. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
  8. Федеральный закон «О государственном материальном резерве».
  9. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения».
«Содержание социальной работы с пострадавшими в экстремальной ситуации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Все вышеописанные законы включают в себя широкий спектр всевозможных экстремальных ситуаций и опираются на главный правовой документ государства - Конституцию Российской Федерации.

Государственная социальная помощь лицам, пострадавшим в чрезвычайной ситуации

Граждане, пережившие то или иное экстремальное событие (пожар, теракт, военные действия, насилие, несчастный случай) нуждаются в специализированной помощи и поддержке со стороны окружающих, родных, медиков и государства.

Со стороны государства при экстремальных ситуациях населению оказывается помощь следующими органами:

  1. МЧС. Оказывает помощь различного вида гражданам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях, в том числе материальную помощь тем, кто потерял жилье вследствие данных событий, психологическую поддержку, гуманитарную помощь.
  2. Министерство социальной защиты населения. Содействует гражданам, пострадавших вследствие ЧС, в получении материальной поддержки. Оказание социальной помощи в форме предоставления предметов первой необходимости, а также адресной помощи.
  3. Общественные организации. Безвозмездное оказание помощи гражданам, пострадавшим в ЧС, в том числе передачи одежды, предметов первой необходимости и продуктов питания, психологическая помощь пострадавшим, а также предоставление гуманитарной поддержки малоимущим гражданам. К данной группе населения требуется особый подход, соответственно, были сформулированы следующие принципы, лежащие в основе социальной работы с ними:

    • социальной защите при ЧС подлежат все лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, иностранные лица и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;
    • предупреждением и ликвидацией социальных проблем, связанных с возникновением ЧС, занимаются органы исполнительной власти различных уровней и органы местного самоуправления;
    • мероприятия по социальной защите населения должны носить комплексный и согласованный характер.

По уровню реализации социальной работы с гражданами, пострадавшими вследствие экстремальных ситуаций в Российской Федерации выделяют следующие:

  • федеральный;
  • региональный;
  • муниципальный;
  • локальный.

При этом федеральные учреждения ответственны за финансирование мероприятий в сфере защиты населения, обеспечение безопасности (пожарной, на водных объектах и т.д.), организация работы по созданию, содержанию и осуществления деятельности аварийно-спасательных служб, а также обеспечение безопасности людей во время стихийных бедствий.

Региональный же уровень занимается предупреждением, ликвидацией последствий ЧС, организацией деятельность аварийно-спасательных служб, оказанием социальной помощи в денежной или натуральной форме в пределах региона или городского округа.

Муниципальный уровень берет на себя ответственность за профилактику экстремальных ситуаций, борьбу с их последствиями, организацию деятельности специальных служб на территории вверенного муниципального районе, а также за обеспечение безопасности граждан во время ЧС.

Локальный уровень имеет те же задачи, но на территории определенного населенного пункта.

Деятельность социального работника в процессе оказания социальной помощи лицам, пострадавшим в чрезвычайной ситуации

Связующим звеном между ведомствами, занимающимися оказанием помощи различного вида, является социальный работник.

При работе с гражданами, пережившими экстремальную ситуацию любого вида, социальными службами реализуются следующие этапы работы:

  1. Диагностический.
  2. Выработка плана работы.
  3. Информационно-просветительская работа.
  4. Мониторинг деятельность подведомственных служб.

Таким образом, в первую очередь социальный работник определяет проблему, оценивает ее масштабы, причины и количество вовлеченных участников.

Далее, в рамках межведомственного взаимодействия вырабатываются этапы решения поставленной проблемы, устанавливаются конкретные мероприятия по устранению последствий происшествия и нормализации жизнедеятельности пострадавших.

После этого проходит информационно-просветительская работа с населением: определяется уровень знания граждан о проблеме, повышения компетентности в данной сфере, информирование.

На следующем этапе проводится сбор, обобщение и анализ информации и предоставления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений на различных уровнях управления. На основе полученных результатов анализа работы ведомств при необходимости корректируется их работы и план работы.

Дата последнего обновления статьи: 16.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot