Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социальное консультирование

Определение 1

Социальное консультирование – это одно из направлений профессиональной деятельности, в ходе которого специалист по социальной работе помогает клиенту понять суть сложной жизненной ситуации и предлагает варианты решения.

Сущность социального консультирования

Под социальным консультированием понимается взаимодействие между двумя или более людьми, в ходе которого консультант оказывает помощь клиенту в решении его текущих проблем. Существуют два типа социального консультирования:

  1. Консультирование других специалистов. В данном случае социальный работник помогает специалистам, которые работают непосредственно с клиентами. Одной из разновидностей этого направления является консультирование по определенному случаю, когда упор делается на конкретном клиенте. Клиентом может быть человек, группа людей, семья, община. В рамках этого направления консультант помогает другим специалистам в оказании непосредственных услуг клиентам.
  2. Консультирование других социальных служб по вопросам разработки каких-либо программ. В данном случае консультирование включает работу с административным персоналом. Консультант разъясняет процедуры программ, направленных на улучшение социального обслуживания граждан.

В теории и практике социальной работы есть два подхода к определению сущности консультирования: функциональный и профессиональный. Оба подхода взаимодополняют друг друга.

При функциональном подходе консультирование рассматривается как метод, обеспечивающий клиента практической помощью и советами, как форма оказания помощи клиенту в отношении содержания решаемой задачи, ее структуры или процесса. В данном случае консультант не несет ответственности за ее решение, но оказывает помощь, разъясняя, кто такую ответственность несет. Примером такого консультирования может быть направление пациента лечащим врачом к узкому специалисту. Консультант при функциональном подходе является помощником в решении определенной проблемы или задачи.

При профессиональном подходе консультирование понимается как особая профессиональная служба, которая оказывает гражданам и организациям услуги с помощью квалифицированных, специально обученных лиц. Они помогают клиенту выявить социальные проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению и при необходимости содействуют выполнению полученных рекомендаций и принятых решений.

«Социальное консультирование» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Виды социального консультирования

На практике реализация социального консультирования требует дифференцированного подхода. Это проявляется в существовании различных видов социального консультирования. Социальное консультирование, как и другие социальные явления, можно классифицировать по различным основаниям.

Так, по объекту воздействия различают индивидуальное и групповое консультирование. Индивидуальное консультирование подразумевает работу с одним человеком. Объектом воздействия консультанта при групповом консультировании является коллектив или группа.

Замечание 1

В качестве объекта социального консультирования могут выступать только малые социальные группы, например, семья, группа студентов и т. д.

По характеру и содержанию обсуждаемых с клиентом проблем выделяют: медико-социальное, социально-психологическое, управленческое, социально-правовое, социально-педагогическое консультирование. Данные виды социального консультирования знакомы каждому, кто хоть однажды обращался за помощью к врачу, чиновнику, юристу, медику и т.д.

Целевая установка клиента – еще одно основание для классификации социального консультирования.

Определение 2

Целевая установка – это цели, которые преследует клиент, обратившись за помощью к специалисту в области социального консультирования.

В таком случае можно говорить о существовании более сложных видов социального консультирования, таких, как:

  • рефлексивное консультирование;
  • проектное консультирование;
  • технологическое консультирование;
  • прогностическое консультирование.

Рефлексивное консультирование подразумевает совместное с клиентом осмысление определенной жизненной ситуации, ее анализ и поиск возможностей изменения и развития этой ситуации. В данном случае процесс социального консультирования становится совместным размышлением, а главная задача консультанта заключается в том, чтобы выслушать клиента, разобраться в причинах его сложностей. В такой форме, например, осуществляется работа психотерапевта и психоаналитика.

Проектное консультирование включает поиск возможной программы преобразования сложившейся ситуации, возможностей ее улучшения и гармонизации. В данном случае консультация – это программирование, а консультант выступает в качестве проектировщика. Пример проектной консультации – консультация адвоката, который совместно с клиентом вытраивает оптимальную тактику поведения.

Технологическое консультирование предполагает поиск оптимальной последовательности действий для решении определенной задачи или проблемы. В данном случае консультация носит характер рекомендации, где консультант является человеком, имеющим необходимые знания и необходимый опыт. Примером технологического консультирования является консультация педагога, к которому обратился родитель, столкнувшийся с необходимостью улучшения отношений со своим ребенком.

Прогностическое консультирование – это построение идеальной модели вероятного состояния ситуации при отсутствии или сохранении каких-либо факторов и тенденций. В данном случае консультация – это прогноз, предвидений. Консультант выступает в роли человека, способного подняться над ситуацией в ее нынешнем состоянии и увидеть в ней скрытые возможности развития, как позитивного, так и негативного характера. В это случае консультант вскрывает перспективы, имеющиеся у клиента, и на этом основании вырабатывает определенную программу действий.

Специалист при проведении консультирования руководствуется основными этическими принципами социальной работы:

  • личная ответственность за нежелательные для клиента и общества последствия;
  • соблюдение интересов клиента;
  • уважение права клиента на принятие самостоятельного решения;
  • конфиденциальность;
  • бескорыстие;
  • доброжелательность;
  • открытость и честность;
  • отсутствие предубеждений и предрассудков в отношении клиента;
  • полное информирование клиента о предпринимаемых консультантом действиях.
Дата последнего обновления статьи: 01.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot