Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социально-культурная деятельность

Определение 1

Социально-культурная деятельность – это процесс приобщения индивида к культуре, управляемый обществом и социальными институтами.

Понятие социально-культурной деятельности

Теория социально-культурной деятельности является достаточно новым направлением исследования культуры. Понятие социально-культурной деятельности появилось в 1990-х гг. Категориальный аппарат теория социально-культурной деятельности взят из ряда гуманитарных дисциплин: общей теории культуры, философии, психологии культуры, социологии культуры, этики, педагогики.

Социально-культурная деятельность – это активность разнообразных субъектов (институциональных, групповых, индивидуальных), преследующих определенные цели, и использующих определенные средства.

Определение сущности, структуры и функции социально-культурной деятельности означает раскрытие специфики каждого элемента ее структуры.

Существующие определения социально-культурной деятельности можно отнести к следующим группам:

  • определения, которые рассматривают социально-культурную деятельность как способ развития способностей индивидов, приобщения их к культуре;
  • определения, рассматривающие социально-культурную деятельность как способ социального наследования культуры;
  • определения, раскрывающие роль социально-культурной деятельности в социализации личности и формировании ее социально-культурного статуса;
  • определения, которые характеризуются комплексным подходом к социально-культурной деятельности и охватывают различные ее грани.

Социально-культурная деятельность связана с формированием благоприятной культурной среды.

Замечание 1

Сегодня социально-культурная деятельность рассматривается как самостоятельная область культурологи и как составляющая социально-культурной практики.

«Социально-культурная деятельность» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Структурно-функциональная модель социально-культурной деятельности

Предпосылками выделения социально-культурной деятельности как самостоятельного объекта исследования являются:

  • повышенное общественное внимание к культуре, значимость культуры для стабильности и устойчивого развития общества, а также для взаимодействия с другими сообществами;
  • формирование культурной среды связано с социально-культурной деятельностью;
  • культура играет ведущую роль в формировании человеческого капитала;
  • динамизм и изменения культурной среды, потребность в модернизации и инновациях обусловливают необходимость в обобщении различных практик социально-культурной деятельности.

Целью социально-культурной деятельности является создание культурных продуктов как в профессиональной сфере, так и в любительской. Социально-культурная деятельность направлена на восприятие ценностей культуры, их освоение, сохранение, трансляцию культурной информации и создание возможностей для культурного диалога.

Социально-культурная деятельность является также сферой профессиональной деятельности. так, в номенклатуре специальностей учебных заведений выделена специальность «Социально-культурная деятельность».

Функции и средства социально-культурной деятельности

Социально-культурная деятельность выполняет следующие функции:

  • культуротворческая;
  • информационно-просветительская;
  • коммуникативная;
  • рекреативно-игровая;
  • нормативная.

Культуротворческая функция состоит в освоении индивидами и социальными группами ценностей культуры, их сохранении и трансляции. Участие в социально-культурной деятельности формирует ценностные предпочтения и ориентации, а также способствует приобретению индивидом культурной компетентности. Благодаря освоению культурных традиций (художественных, нравственных, национальных, религиозных) индивид воспринимает данную культуру как «свою», чувствует себя в ней спокойно и уверенно. Процесс вхождения индивида в конкретную культуру называется инкультурацией. Он начинается в детстве, когда ребенок приобретает начальные навыки культурного поведения, и продолжается на протяжении всей жизни.

В инкультурацию входит освоение системы ценностных предпочтений и ориентаций, принятых в обществе, норм поведения, общепринятых интерпретативных подходов к событиям и явлениям, знакомство с основами социально-политического устройства государства, познания в сфере сословных и национальных традиций, нравственности, морали, обрядов, обычаев, мировоззрения, знакомство с модой, символами, стилями, неформальными статусными ролями и регалиями. Овладение необходимым уровнем культурных знаний происходит через практическую деятельность в составе социокультурных групп, и начинается в раннем возрасте с малой социальной группы – семьи.

Передача социокультурной информации осуществляется следующими способами: от родителей к детям; в общении со сверстниками; непрямая передача.

Целью коммуникативной функции социально-культурной деятельности является реализация потребностей индивида в избирательном общении. Такое общение удовлетворяет потребности индивида в психологическом комфорте, эмоциональной разрядке, приобретении новых навыков, расширении знаний, ощущении причастности к близкой по предпочтениям и интересам социальной группе.

Реализация коммуникативной функции происходит в различных видах социокультурной деятельности: в клубной работе, в творческих кружках и объединениях, фестивалях, вечерах встреч, массовых гуляниях и праздниках, дискуссионных клубах, вечеринках, творческих вечерах и т.д. Коммуникативная функция связана с различными уровнями коммуникации: групповым, индивидуальным и массовым.

Целью информационно-просветительской функции является формирование интеллектуальных качество, приобретение определенной системы навыков и знаний, необходимых для адаптации к определенной социально-культурной среде. Данная функция связана с производством, потреблением, обменом, использованием информации из области науки, искусства, техники, религии и т. д. Здесь речь идет не о профессиональных компетенциях, формируемых системой общего и профессионального образования, а о сфере социально-культурных образовательных учреждений. Информационно-просветительская деятельность ведется музеями, библиотеками, планетариями, книжными магазинами клубного типа, досуговыми центрами и т. д.

Нормативная функция связана с формированием общегуманистических нравственных качеств и социализацией личности. Благодаря социально-культурной деятельности индивид осваивает образцы социально-приемлемого поведения, адаптируется к условиям окружающей среды. Это обеспечивает комфортное существование индивида в определенном обществе на основе прогнозирования ожиданий и реакций на определенные действия.

Рекреативно-игровая функция заключается в формировании игровой и празднично-обрядовой культуры. Она направлена на восстановление интеллектуальных и физических сил индивида, гармонизацию его психики через участие в различных видах развлечений и отдыха.

Средствами социально-культурной деятельности являются: печать, СМИ, живое слово, изобразительное искусство и литература, художественная самодеятельность, спорт.

Дата последнего обновления статьи: 20.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot