Социально-культурная деятельность – это процесс приобщения индивида к культуре, управляемый обществом и социальными институтами.
Понятие социально-культурной деятельности
Теория социально-культурной деятельности является достаточно новым направлением исследования культуры. Понятие социально-культурной деятельности появилось в 1990-х гг. Категориальный аппарат теория социально-культурной деятельности взят из ряда гуманитарных дисциплин: общей теории культуры, философии, психологии культуры, социологии культуры, этики, педагогики.
Социально-культурная деятельность – это активность разнообразных субъектов (институциональных, групповых, индивидуальных), преследующих определенные цели, и использующих определенные средства.
Определение сущности, структуры и функции социально-культурной деятельности означает раскрытие специфики каждого элемента ее структуры.
Существующие определения социально-культурной деятельности можно отнести к следующим группам:
- определения, которые рассматривают социально-культурную деятельность как способ развития способностей индивидов, приобщения их к культуре;
- определения, рассматривающие социально-культурную деятельность как способ социального наследования культуры;
- определения, раскрывающие роль социально-культурной деятельности в социализации личности и формировании ее социально-культурного статуса;
- определения, которые характеризуются комплексным подходом к социально-культурной деятельности и охватывают различные ее грани.
Социально-культурная деятельность связана с формированием благоприятной культурной среды.
Сегодня социально-культурная деятельность рассматривается как самостоятельная область культурологи и как составляющая социально-культурной практики.
Структурно-функциональная модель социально-культурной деятельности
Предпосылками выделения социально-культурной деятельности как самостоятельного объекта исследования являются:
- повышенное общественное внимание к культуре, значимость культуры для стабильности и устойчивого развития общества, а также для взаимодействия с другими сообществами;
- формирование культурной среды связано с социально-культурной деятельностью;
- культура играет ведущую роль в формировании человеческого капитала;
- динамизм и изменения культурной среды, потребность в модернизации и инновациях обусловливают необходимость в обобщении различных практик социально-культурной деятельности.
Целью социально-культурной деятельности является создание культурных продуктов как в профессиональной сфере, так и в любительской. Социально-культурная деятельность направлена на восприятие ценностей культуры, их освоение, сохранение, трансляцию культурной информации и создание возможностей для культурного диалога.
Социально-культурная деятельность является также сферой профессиональной деятельности. так, в номенклатуре специальностей учебных заведений выделена специальность «Социально-культурная деятельность».
Функции и средства социально-культурной деятельности
Социально-культурная деятельность выполняет следующие функции:
- культуротворческая;
- информационно-просветительская;
- коммуникативная;
- рекреативно-игровая;
- нормативная.
Культуротворческая функция состоит в освоении индивидами и социальными группами ценностей культуры, их сохранении и трансляции. Участие в социально-культурной деятельности формирует ценностные предпочтения и ориентации, а также способствует приобретению индивидом культурной компетентности. Благодаря освоению культурных традиций (художественных, нравственных, национальных, религиозных) индивид воспринимает данную культуру как «свою», чувствует себя в ней спокойно и уверенно. Процесс вхождения индивида в конкретную культуру называется инкультурацией. Он начинается в детстве, когда ребенок приобретает начальные навыки культурного поведения, и продолжается на протяжении всей жизни.
В инкультурацию входит освоение системы ценностных предпочтений и ориентаций, принятых в обществе, норм поведения, общепринятых интерпретативных подходов к событиям и явлениям, знакомство с основами социально-политического устройства государства, познания в сфере сословных и национальных традиций, нравственности, морали, обрядов, обычаев, мировоззрения, знакомство с модой, символами, стилями, неформальными статусными ролями и регалиями. Овладение необходимым уровнем культурных знаний происходит через практическую деятельность в составе социокультурных групп, и начинается в раннем возрасте с малой социальной группы – семьи.
Передача социокультурной информации осуществляется следующими способами: от родителей к детям; в общении со сверстниками; непрямая передача.
Целью коммуникативной функции социально-культурной деятельности является реализация потребностей индивида в избирательном общении. Такое общение удовлетворяет потребности индивида в психологическом комфорте, эмоциональной разрядке, приобретении новых навыков, расширении знаний, ощущении причастности к близкой по предпочтениям и интересам социальной группе.
Реализация коммуникативной функции происходит в различных видах социокультурной деятельности: в клубной работе, в творческих кружках и объединениях, фестивалях, вечерах встреч, массовых гуляниях и праздниках, дискуссионных клубах, вечеринках, творческих вечерах и т.д. Коммуникативная функция связана с различными уровнями коммуникации: групповым, индивидуальным и массовым.
Целью информационно-просветительской функции является формирование интеллектуальных качество, приобретение определенной системы навыков и знаний, необходимых для адаптации к определенной социально-культурной среде. Данная функция связана с производством, потреблением, обменом, использованием информации из области науки, искусства, техники, религии и т. д. Здесь речь идет не о профессиональных компетенциях, формируемых системой общего и профессионального образования, а о сфере социально-культурных образовательных учреждений. Информационно-просветительская деятельность ведется музеями, библиотеками, планетариями, книжными магазинами клубного типа, досуговыми центрами и т. д.
Нормативная функция связана с формированием общегуманистических нравственных качеств и социализацией личности. Благодаря социально-культурной деятельности индивид осваивает образцы социально-приемлемого поведения, адаптируется к условиям окружающей среды. Это обеспечивает комфортное существование индивида в определенном обществе на основе прогнозирования ожиданий и реакций на определенные действия.
Рекреативно-игровая функция заключается в формировании игровой и празднично-обрядовой культуры. Она направлена на восстановление интеллектуальных и физических сил индивида, гармонизацию его психики через участие в различных видах развлечений и отдыха.
Средствами социально-культурной деятельности являются: печать, СМИ, живое слово, изобразительное искусство и литература, художественная самодеятельность, спорт.