Процесс социализации ребенка и адаптации его к окружающим условиям жизни является крайне важным для становления его характера и развития в целом, что влияет на всю его дальнейшую жизнь. Наиболее сложно и затруднительно он дается детям-инвалидам или детям с полученными травмами, так как это значительно ограничивает их возможности. Современные государства не оставляют данную проблему без внимания и помимо оказания обязательной медицинской помощи и введения льгот создают специальные социальные учреждения и программы для помощи детям с ограниченными возможностями. Основной вид социальной помощи детям-инвалидам заключается в реализации реабилитационных программ, включающих в себя широкий спектр разноплановых мероприятий по восстановлению ребенка и помощи ему в социализации и максимально возможной адаптации к окружающему миру.
Дети с ограниченными возможностями
Под термином «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» понимаются те дети, которые имеют отклонения от нормы физического или психического развития, и нуждаются в специальных условиях обучения и образования. К ним относятся:
- дети с нарушением речи;
- дети с нарушением слуха;
- дети с нарушением зрения;
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- умственно отсталые дети;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушениями поведения;
- дети с нарушением эмоционального поведения;
- дети с комплексными дефектами.
Как правило, после получения ребенком травмы или в случае врожденных патологий нарушается нормальное функционирование семьи. Качественные изменения затрагивают психологический, социальный, соматический уровень. Более того, жизнь ребенка-инвалида значительно усложняется и отличается от обычной жизни, а значит ему необходима дополнительная поддержка. Для решения этой проблемы государство создает программы социальной реабилитации детей с ОВЗ.
Особенности реабилитации детей с ОВЗ
Социальная реабилитация — это комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе.
Важно понимать, что при реабилитации ребенка с инвалидностью проводится работа не только с самим ребенком, но и с его семьей и окружением. Это более широкое направления, чем просто медицинское. Это и отличает реабилитацию от лечения.
В социальных науках разграничивают понятия реабилитации и абилитации.
Абилитация — это система услуг, направленных на формирование новых, сохранение и усиление уже существующих ресурсов ребенка: физических, социальных, психологических.
Однако, в России данные понятия принято объединять. Таким образом, реабилитация включает себя как профилактику патологий у детей раннего возраста, их лечение, мобилизацию, восстановление, сохранение, и создание новых ресурсов ребенка, так и помощь в адаптации к общественной жизни после перенесенной травмы.
Социальная реабилитация — это комплексный процесс, который задействует не только социальных работников, но и сотрудников различных служб для достижения поставленных целей: системы образования, здравоохранения, психологической службы и т. д.
Социальная реабилитация имеет конкретные цели, которые следует учитывать при формировании программы:
- Создание условий для наиболее эффективного проявления возможностей ребенка с ОВЗ.
- Создание условий для интеграции детей-инвалидов в общество.
- Создания условий для независимой жизни инвалида.
- Улучшение социального функционирования индивида и его семьи.
При проведении реабилитационных мероприятий стоит учитывать ряд важных факторов и соблюдать ее основные принципы. Обобщая, можно выделить следующие принципы реабилитации:
- учет психологических и клинико-биологических факторов, т.е. индивидуальных черт ребенка и особенностей его заболевания;
- комплексный подход к составлению реабилитационной программы: учитываются все сферы жизни, включая семейную, учебную, профессиональную, общественную и другие;
- активное вовлечение ребенка в участие в восстановительном процессе;
- ступенчатость реабилитационных мероприятий: вся лечебная и восстановительная деятельность реализуется поэтапно;
- процесс реабилитации должен быть реализован непрерывно для достижения максимальной дееспособности ребенка в кратчайшие сроки;
- реабилитационные мероприятия должны быть начаты на самых ранних стадиях болезни;
- реабилитация должна включать совместную работу социального работника с медиками, педагогами, психологами, социологами и другими специалистами;
- возвращение заболевшего ребенка к обычным для него условиям жизни воспитания, учебы, занятий спортом, а при необратимых изменениях — адаптации к новым условиям жизни;
- приоритетным является обеспечение условий для развития ребенка, а не использование внешних решений его отдельных проблем.
Этапы реабилитации детей с ОВЗ
В реабилитации ребенка с ОВЗ выделяют три этапа:
- Клинический.
- Санаторный.
- Адаптационный.
На первом этапе проводят мероприятия по восстановлению поврежденных систем (если это возможно), и он считается оконченным при выздоровлении ребенка, восстановлении утраченных функций или при их достаточной компенсации.
Второй этап характеризуется нормализацией работы пораженной системы и считается завершенным при отсутствии признаков паталогического процесса.
Адаптационный этап является конечным в реабилитации и достигается в случае полного восстановления здоровья ребенка и возвращении к нормальной жизни.
Однако, данные этапы реабилитации применимы только к детям, которым необходимо реабилитационно-восстановительное лечение, то есть к детям с обратимыми заболеваниями нервной системы, органов дыхания, нарушением зрения, мочевыводящей системы, нервной системы и с последствиями различных травм.