В связи с демографическим кризисом, который свойственен многим развитым странам, многие государства присвоили институту семьи статус одной из главнейших общественных ценностей.
Российская Федерация также ставит семью, как социальную ячейку, на одну из высших ступеней в иерархии социальных ценностей. Для ее поддержки государство реализует различные программы, выплачивает денежные пособия, устанавливает трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы, а также оказывает социальную помощь.
Социальная работа - это вид деятельности, направленный на помощь отдельным лицам или социальным группам в преодолении жизненных трудностей и кризисов путем поддержки, защиты, коррекции или реабилитации.
Категории семей, нуждающихся в социальной поддержке
Применительно к семьям различных категорий используются различные технологии социальной работы.
Выделяют следующие группы семей, которым необходимо оказание социальной помощи:
- многодетные семьи;
- семьи с малолетними детьми до 3 лет;
- неполные семьи;
- семьи с детьми-инвалидами;
- семьи, взявшие ребенка или детей под опеку либо попечительство;
- молодые семьи (студенческие);
- семьи военнослужащих срочной службы;
- семьи беженцев и вынужденных переселенцев.
Однако, этим списком семьи, находящиеся в уязвимом положении, не ограничиваются.
Стоит отметить, что к каждой отдельной семье необходим индивидуальный подход, но при этом социальный работник должен руководствоваться следующими принципами:
- соблюдение прав и интересов ребенка;
- уважение ко всем членам семьи;
- соблюдение конфиденциальности;
- вовлечение взрослых членов семьи в улучшение качества их жизни;
- работа совместно с другими органами и специалистами (например, образовательных и медицинских учреждений).
Итак, первым этапом в социальной работе считается диагностика.
Диагностика как начальный этап социальной работы
При работе с любым типом семьи в первую очередь проводится диагностика, то есть оценка ситуации семьи. Цель данной процедуры - изучить особенности конкретной семьи и выяснить, в каком типе помощи она нуждается. Этот этап является обязательным в социальной работе с семьей.
При диагностике социальным работником исследуются история семьи, взаимоотношения между ее членами, система ценностей, способы принятия решений и адаптации к изменениям, изучается тип разрешения конфликтов. Помимо этого оценивается материально-бытовое обеспечение семьи, а также выясняется, была ли оказана какая-либо помощь семье, в каком объеме, анализируется ее эффективность.
На диагностическом этапе используются различные методы сбора информации, в том числе наблюдение, анализ документов, интервьюирование, анкетирование, а также составление семейного древа, карты взаимоотношений, используется метод скульптурной группы (создание композиции, отражающей представление члена семьи о семейных взаимоотношениях).
На основе полученной в ходе диагностики информации составляется план работы с семьей и выбирается тип социальной помощи. Итак, выделяют следующие виды социальной поддержки семье и детям:
- экстренную (направленную на сохранение семьи);
- среднесрочные (направленные на поддержание стабильности семьи);
- долгосрочные (целью которых является социальное развитие семьи).
Экстренная социальная помощь семье и детям
Как правило, данное направление социальной работы связано с борьбой с семейным насилием или помощью семье в тяжелой жизненной ситуации. В связи с этим может оказываться краткосрочная материальная поддержка и срочная социальная помощь.
Исследователи выделяют несколько типов насилия, в том числе и семейного:
- физическое;
- сексуальное;
- эмоциональное;
- психологическое;
- экономическое;
- медицинское;
- бытовое.
Нужно отметить, что часто осуществляется несколько видов насилия одновременно. Например, экономическое и психологическое.
Жертвами семейного насилия может стать любой из членов семьи: дети, супруга, пожилые родственники. Однако, чаще всего страдают именно дети и женщины, так как они являются более уязвимой социальной группой, гораздо реже - мужчины.
Среднесрочная социальная помощь семье и детям
Данный тип социальной помощи семье ориентирован на помощь в нормализации отношений между супругами, между родителями и детьми, между членами семьи и окружающими.
Для этого при проведении социальной работы в первую очередь проводится диагностика семейных и школьных отношений, выявляется первичная социальная сеть ребенка, проводится анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического состояния.
Часто при среднесрочной и долгосрочной работе с семьей ведутся социально-психологические консультации. Их объем и длительность зависят от конкретных запросов и потребностей той или иной семьи. Чаще всего консультации направлены на устранения конфликтности во взаимоотношениях членов семьи, повышения уровня осознанности и самооценки.
Похожей функцией обладает и такой инструмент социальной работы, как коррекция: ее целью является воспитание уважительного отношения членов семьи друг к другу, изменение дисфункциональных поведенческих паттернов.
Как правило, в среднесрочной социальной работе с ребенком бывают задействованы несколько субъектов: социальный работник, педагог, психолог, в случае необходимости - юрист, сотрудники правоохранительных органов и медицинских учреждений.
Долгосрочная социальная работа с семьей и детьми
Как правило, данный тип социальной поддержки чаще всего используется при работе с благополучными среднестатистическими семьями, которые столкнулись с определенными трудностями.
Как и в случае со среднесрочной работой с семьей, долгосрочная форма включает в себя проведение диагностики, консультаций, корректирующих мер. Помимо этого, используется и ряд других мероприятий.
Не менее эффективным инструментом социальной работы считается социальный патронаж. В данном случае внимание работников социальных служб акцентируется на создании оптимальных условий для благоприятного развития ребенка, восстановлении и укреплении нормального уровня жизнедеятельности семьи, а также установлении уважительных отношений между ее членами.
Важное место в долгосрочной социальной работе с семьей занимает профилактика.
Помимо деятельности социального работника важной частью повышения благосостояния семьи является создание или укрепление мотивации к положительным самоизменениям, преодоление негативных стереотипов поведения и стремление к улучшению своих условий жизни. Как правило, в случае нежелания членов семьи работать над своим положением и учиться преодолевать проблемы самостоятельно, социальная поддержка семьи, даже долгосрочная, является малоэффективной.